Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Не упустить время

17 апреля 2007 г.

От Рособоронэкспорта, взявшегося за антикризисное управление АвтоВАЗом, ждут радикального обновления модельного ряда и внятной стратегии развития предприятия. Однако пока его концептуальные проблемы решаются в основном за счет оптимизации корпоративного менеджмента. Порядок в этой сфере, конечно, необходим — беда в том, что время, отпущенное рынком на реанимацию компании, заканчивается

Редкое событие произошло в марте на российском фондовом рынке. На информации о планах Рособоронэкспорта (РОЭ ликвидировать перекрестную структуру собственности АвтоВАЗа обыкновенные акции завода подорожали сразу на 17% (см. график), а привилегированные — на 36%. Судя по такой реакции, инвесторы давно — с момента прихода на предприятие менеджеров из РОЭ — ждали решения о раскольцевании структуры вазовского капитала. Первые действия в этом направлении были предприняты еще в начале 2006 года, когда в результате скупки акций АвтоВАЗ увеличил доли в своих дочерних компаниях. Следующий шаг был сделан только через год.

ОАО закрытого типа

Замкнутая структура владения АвтоВАЗом сложилась еще в начале 1990−х годов — по некоторым данным, с прямым участием небезызвестного Бориса Березовского, который в те времена активно и по нескольким направлениям сотрудничал с предприятием. По информации на 1 ноября 2006 года, основными собственниками АвтоВАЗа являлись его дочерние компании — AVVA (38,4%), ЦО АФК (26,0% и ИФК (2,1% (см. схему). Кроме них, вазовскими акциями владеют Внешэкономбанк (8,4% и прочие инвесторы (в объеме блокирующего пакета 25,1%).

Понятно, что выстроенная таким образом структура собственности отнюдь не способствовала приходу стратегических инвесторов. А потому неудивительно, что переговоры по их привлечению без особых успехов тянулись десятилетиями. В то же время финансовые показатели АвтоВАЗа красноречиво свидетельствовали о системном кризисе: так, в 2006 году прибыль завода упала более чем на 15% (со 130 млн долларов в 2005 году до 110 млн), а чистая рентабельность, по оценке Банка Москвы, почти на 23% (с 2,2% до 1,7%).

При оценке ситуации, складывающейся на АвтоВАЗе, нельзя не учитывать социальный аспект: для Тольятти он в полном смысле этого слова градообразующее предприятие, а для Самарской области — крупнейший донор регионального бюджета, а также «корневая» структура автомобильного кластера, включающего более 320 компаний. Более того, принятая в 2006 году стратегия развития региона до 2020 года предусматривает создание на базе АвтоВАЗа особой экономической зоны «Российские автокомпоненты» с объемом инвестиций около 72 млрд рублей, годовым оборотом 224 млрд рублей и несколькими десятками тысяч новых рабочих мест. По словам руководителя регионального министерства экономического развития, инвестиций и торговли Габибуллы Хасаева, «в целях более полной реализации потенциала автомобилестроительного кластера как сектора специализации Самарской области разрабатывается проект создания промышленнотехнологического парка на территории Тольятти».

От «перекрестки» — к свободе

Суть задуманной РОЭ процедуры сводится к погашению 66,5% акций АвтоВАЗа, принадлежащих его дочерним компаниям, и снижению таким способом его уставного капитала. В результате принад-лежащий РОЭ пакет вазовских акций (по некоторым данным, он составляет сейчас 17−22% превратится в контрольный (в объеме 86−91%).

Чтобы сократить расходы по расчетам с миноритарными владельцами дочерних компаний АвтоВАЗа, РОЭ, по всей видимости, будет стремиться консолидировать 100−процентные пакеты их акций. В этом случае Рособоронэкспорт будет вправе принять решение о ликвидации данных предприятий с переводом их активов на свой баланс. В 2006 году РОЭ практически полностью выкупил миноритарные пакеты акций АФК, а также около 4% ценных бумаг AVVA, увеличив свою долю в этой компании до 90%.

Изза остатка в 10% просто так ликвидировать AVVA невозможно: в этом случае миноритарии стали бы претендовать на часть акций АвтоВАЗа. Есть предположение, что РОЭ пойдет по пути реорганизации AVVA, разделив ее на две компании — одной отойдут акции АвтоВАЗа, а другая получит прочие активы. По мнению аналитиков Банка Москвы, подобная схема вполне реальна: бумаги AVVA сильно распылены между мелкими инвесторами, среди которых немало «неустановленных лиц» — тех, о ком в реестре акционеров отсутствует какая-либо информация.

На спекулятивной волне

Новость о скором оздоровлении структуры вазовского акционерного капитала (по-видимому, на фоне дефицита других — позитивных для отечественного фондового рынка — импульсов вызвала почти ажиотаж у инвесторов. Они принялись активно скупать обыкновенные акции АвтоВАЗа в расчете на увеличение их стоимости за счет снижения уставного капитала. То же самое происходило и с привилегированными акциями. По оценке аналитиков Банка Москвы, основной идеей этого процесса служило требование закона об акционерных обществах, устанавливающего для «префов» 25−процентный порог в уставном капитале: после погашения обыкновенных акций доля «префов» может превысить этот предел, и РОЭ придется либо выкупать, либо конвертировать лишние бумаги.

Впоследствии аналитики фондового рынка сошлись на том, что столь сильный интерес к акциям АвтоВАЗа недостаточно обоснован и имеет спекулятивный характер, а те инвесторы, которые на этой волне их приобрели, приняли на себя слишком высокие риски.

«С фундаментальной точки зрения для АвтоВАЗа ничего не изменилось, — пояснил журналу ‘‘Эксперт Волга’’ аналитик банка ‘‘Зенит’’ Игорь Нуждин. — По нашей оценке, ‘‘справедливая’’ стоимость этой компании продолжает составлять два миллиарда долларов. Другое дело, что акций тольяттинского предприятия в свободном обращении может стать меньше, и это делает их привлекательными для покупки». Уменьшение знаменателя (количества акций при неизменном числителе (рыночной стоимости АвтоВАЗа приводит к росту частного (цены акции), однако в любом случае «Зенит» сохраняет рекомендацию «Спекулятивная покупка», пояснил гн Нуждин.

«В настоящее время у нас нет официальной рекомендации по ценным бумагам АвтоВАЗа, так как мы считаем, что перспективы операционной деятельности этой компании по-прежнему неопределенны», — сообщила нам аналитик инвестиционной компании (ИК «Финам» Наталья Кочешкова.

Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, проанализировав основные сценарии развития ситуации с раскольцеванием АвтоВАЗа, порекомендовал инвесторам «воздержаться от приобретения его акций в расчете на получение прибыли от проводимого РОЭ реформирования структуры собственности».

По оценке начальника управления корпоративных отношений управляющей компании «Менеджмент Центр» (Москва Олега Соломенцева, ликвидация перекрестного владения АвтоВАЗом — шаг, безусловно, правильный и, более того, давно назревший. Однако немедленного и радикального изменения общей ситуации на предприятии он не сулит: «Продажи вазовских машин сокращаются не из-за того, что структура корпоративной собственности недостаточно внятная, а потому что устаревший модельный ряд по соотношению ‘‘цена-качество’’ явно проигрывает иномаркам даже россий-ского производства».

Временной ресурс на исходе

По мнению аналитика ИК «Ренессанс Капитал» Эдуарда Фаритова, конкуренция на отечественном рынке легковых автомобилей в ближайшие годдва вырастет в разы. «Посчитайте, сколько мировых грандов объявили о переносе производства в Россию и создании недорогих бюджетных моделей, — заявил он журналу ‘‘Эксперт Волга’’. — В таких условиях планируемый АвтоВАЗом рост производства приведет к затовариванию и резкому ухудшению финансовых показателей». Единственный, как считает гн Фаритов, выход для предприятия — реальное партнерство с одним из лидеров мирового автопрома, чтобы уже в ближайшее время представить качественный автомобиль по конкурентной для своего сегмента цене. «Главное для ВАЗа — технический и маркетинговый опыт, которым обладают только ведущие транснациональные компании-автопроизводители», — обосновывает он свою точку зрения.

Из двух возможных целей, которые преследует РОЭ, раскольцовывая структуру вазовского акционерного капитала, — наращивание рыночной стоимости компании и повышение ее привлекательности для стратегических инвесторов — на взгляд аналитиков, превалирует вторая. «Приход государства на ВАЗ был организован, чтобы сохранить конкурентоспособность крупнейшего российского автопроизводителя, — полагает Наталья Кочешкова. — А потому вряд ли игра на фондовом рынке в настоящее время является приоритетным направлением для менеджмента завода: РОЭ заинтересован в стратегических инвестициях, и раскольцевание должно сделать структуру АвтоВАЗа более прозрачной, а компанию — более привлекательной для инвесторов».

«Избавление от перекрестной схемы владения расчистит игровое поле для инвесторов, желающих выйти на него», — утверждает Эдуард Фаритов. «Новая схема открывает перед АвтоВАЗом неплохие возможности для привлечения денежных средств, например, за счет дополнительной эмиссии акций», — соглашается с ним Игорь Нуждин из банка «Зенит».

В судьбе АвтоВАЗа сейчас все решают темпы, и «на щите» он окажется только в том случае, если скорость модернизации модельного ряда будет существенно выше скорости морального старения выпускаемой продукции. Пока действия менеджеров из РОЭ не свидетельствуют о готовности играть presto — быстрее, еще быстрее. А это значит, что спекулятивное подорожание вазовских акций, вполне возможно, уже в краткосрочной перспективе сменится падением котировок до исходного уровня — около 70 долларов за штуку.

Приходько Ольга

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.