Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Операторский гамбит

16 апреля 2007 г.

На прошлой неделе запущен виртуальный оператор сотовой связи «Евросеть» на инфраструктуре компании «СМАРТС». Судя по тарифным предложениям, новый игрок рынка собирается занять ту нишу, для освоения которой у классических операторов сотовой связи не хватает ресурсов

Без широкой рекламы и огласки «Евросеть» начала продажи контрактов виртуального оператора на территории Самарской области. А в течение месяца планируется запустить проект MVNO (mobile virtual network operator — виртуальный оператор сотовой связи еще и в Саратовской и Ульяновской областях, а также на территории республик Башкортостан и Мордовия. Об особенностях проекта и деталях взаимодействия с компанией «СМАРТС» журналу «Эксперт Волга» рассказал президент компании «Евросеть» Элдар Разроев.

Двойная заинтересованность

— Когда и почему появилась в вашей компании идея создать MVNO?

— Сложно сказать, в какой конкретно момент эта идея появилась в нашей компании. Сама концепция MVNO была разработана для мобильных сетей британским регулирующим органом в области телекоммуникаций OFTEL еще в 1998 году. Для России эта мысль тоже не новая, всерьез она обсуждается гдето примерно с 2002 года. До прихода в «Евросеть» я работал в «Мегафоне», и там был уже опыт создания квазиMVNO. Это были, однако, внутренние проекты компании на уровне исследований технических возможностей.

Когда «Евросеть» формировала свою стратегию, компания в целом понимала, что требуется диверсификация, причем во многом — в сторону услуг. Основной причиной является тот факт, что товарный рынок, в принципе, слишком узок для «Евросети». Наша ниша — карманная цифровая техника — уже практически полностью освоена. Следовательно, дальнейшее развитие в этом направлении заключается в интенсификации продаж, а расширение ассортимента уже невозможно. А рынок услуг — он достаточно широкий, тут индивидуальные покупки будут очень активно развиваться. Следовательно, есть огромный потенциал роста и развития во всех направлениях.

— Вашим хостингпартнером в проекте по созданию виртуального оператора выступает поволжская компания «СМАРТС». С другими сотовыми операторами велись переговоры о сотрудничестве?

— Мы постоянно ведем переговоры с переменным успехом. С операторами «большой тройки» был достигнут даже некоторый прогресс: если раньше мы слышали в ответ «нам это никогда не будет нужно», то сейчас наши потенциальные партнеры отвечают примерно так: «Возможно, это станет нам интересно в будущем». Для меня было удивительно, что более ясное маркетинговое видение продемонстрировал «СМАРТС», а не ктото из «большой тройки». Все-таки возможностей проанализировать будущее у «СМАРТСа», с финансовой и административной точек зрения, меньше.

— В чем, по вашему мнению, заключается интерес компании «СМАРТС» в этом проекте?

— Здесь как бы двойная заинтересованность. С одной стороны, как оператор она заинтересована в продвижении дополнительных услуг. С другой стороны, они понимают, что у нас тендер на третье поколение, и он будет по принципу известного анекдота: «Я имею право?» — «Да, имеете». — «Значит, я могу?» — «Нет, не можете». Поэтому я могу спорить с любым коэффициентом, хоть 1 к 100, что «СМАРТС» лицензию на третье поколение не получит. Соответственно, они наверняка понимают, что их путь дальнейшего развития — это, с одной стороны, создание MVNO с использованием того плацдарма, который уже есть, а с другой — хороший потенциал роста по всей России, но уже в качестве MVNO. И в дальнейшем опыт, когда они выступают хостинговым оператором, им поможет, когда они станут уже с другой стороны барьера.

Узкое сегментирование

— Расскажите об успешных MVNO. Как и на чем они зарабатывают?

— Наиболее успешные модели — в частности, уже такой набивший оскомину пример, как Virgin Mobile (работает в Австралии, Канаде, Франции, Великобритании, США, Австралии и Южной Африке — Ред. — это MVNO, которое нацелено на услуги. То есть они предлагают сервисы, которых нет у базовых операторов. Они более узко сегментируют свою целевую аудиторию.

Есть базовая услуга — голосовой трафик, ее никто не отменял, она является основной в мобильной связи. А есть, например, мобильный контент. Есть много музыкальных и спортивных фанатов. То есть, есть MVNO, которое, например, ориентировано на болельщиков одной отдельно взятой команды — им приходят SMS-сообщения о матчах, о результатах, какието фотографии или видеофрагменты матчей, внутренняя инсайдерская информация, чаты создаются для обсуждения различных тем, связанных с жизнью клуба. В общемто у абонентовфанатов мозги свернуты на этом деле, ну и они за это держатся. Другая модель — когда уже сущест-вующие клиентские отношения торговые сети пытаются трансформировать из одноразовых в долгосрочные. То есть торговая сеть делает специальное предложение для своих постоянных покупателей, предоставляет им бонусы, скидки — бывают и такие модели. Или — сильно эмоциональный проект. Ну, вот Virgin — такой брэндовый проект. То есть я бы не сказал, что у этого оператора много уникальных услуг. Зато там есть официальные отношения с правообладателями музыкального контента, очень активно они это дело «вталкивают» в аудиторию, но в основном это эмоции. Потому что владелец этой компании — харизматичная личность.

— Между тем существуют серьезные отличия рынков Европы и России. Расскажите, как эта идея реализуется за рубежом и как вы видите реализацию подобных проектов в России?

— Для начала надо развеять некоторые заблуждения. Большинство наших операторов очень часто говорят о том, что MVNO в Европе создавали, когда был достигнут некий уровень насыщения рынка. А в действительности они создавались в преддверии сетей третьего поколения — заметьте, не в тот момент, когда сети третьего поколения уже появились, а до этого. Фактически этот шаг был подготовкой рынка Европы к приходу сетей третьего поколения. И причина создания MVNO не в том, что нужно еще както «рыхлить» рынок, набирать дополнительных абонентов, а в увеличении доли доходов от дополнительных услуг.

На сегодняшний момент на российском рынке она составляет около 15 процентов, даже меньше. А для сетей третьего поколения существует проблема «двух третей», то есть для того, чтобы бизнес в третьем поколении был успешным, доля дополнительных услуг в ARPU операторов должна составлять не менее 2/3. Конечно, это при условии, что сеть развернута по всей России, а не в пределах Садового кольца. И между тем, что мы имеем на данный момент, и тем, что необходимо, дистанция пока огромная. Поэтому создание MVNO преследует целью персонализацию услуг и получение денег с населения именно за более персонифицированные услуги.

— А какова доля дополнительных услуг в Поволжье?

— Затрудняюсь ответить конкретно, но могу с уверенностью сказать, что еще меньше. Потому что дополнительные сервисы, как правило, находят развитие в Москве, в Питере, а в регионы они приходят с опозданием в среднем на два года.

— С дополнительными услугами понятно, а есть модели MVNO, которые зарабатывают на голосовом трафике?

— Поразному. Бывает тупой демпинг, то есть когда люди, собрав последние свои пожитки, заложив их, пускаются во все тяжкие, полагая, что есть некая эластичность спроса, и если они предложат тариф на два цента ниже, то абонент к ним побежит. Но жизнь показывает, что такие проекты очень редко бывают успешными, как правило, такие MVNO разоряются, и при этом они очень сильно опускают уровень цен на рынке. Я не знаю ни одного успешного проекта, который бы прошел через демпинг.

Есть, кстати, еще одна ниша — это этнические группы. Например, очень активно развиваются MVNO, которые ориентированы на турецкую диаспору в Германии и на арабскую диаспору во Франции. Люди плохо владеют языком страны, поэтому абонентский сервис на родном языке очень там популярен.

— Какие отличия есть у российского рынка сотовой связи, которые важны в контексте развития виртуальных операторов?

— Я таких особенностей не знаю, хотя, может, они и есть. Но у всех людей руки одинаково растут. Поэтому и в Европе, и в России абоненты мотивированы приблизительно одинаково. Понятно, что уровень доходов в России ниже; исходя из этого, и средний платеж абонента тоже ниже, и прочее. Но если говорить о глобальных тенденциях в развитии сотовой связи, они одинаковы. Я не могу сказать, что есть какието драматичные отличия.

«Розничный ресурс»

— Расскажите о стратегии развития MVNO «Евросеть».

— Мы не будем изобретать велосипед. Мы хотим увидеть синергию между нашими проектами MVNO и основным ритейловым бизнесом — это первое. Второе: у нас есть активно развивающееся направление — это мобильный контент. Естественно, мы хотим основной фокус сделать именно на нем, а не на voice («голос» в переводе с англ. — Ред.). Если вы посмотрите на наши тарифы и условия, то поймете, что дешевый голосовой трафик — это не наш путь. Он не дороже, чем у оператора, но и дешевле точно никогда не будет. У нас есть ресурс для продвижения высокотехнологичных дополнительных услуг — наша розничная сеть. Это и есть наше основное преимущест-во перед операторами сотовой связи, с точки зрения продвижения высокотехнологичных услуг, на которые мы и ориентируемся как MVNO. Чтобы получить квалифицированную помощь, наши абоненты могут не только позвонить в службу поддержки, но и прийти в один из множества наших салонов, где консультант на месте расскажет и покажет, что нужно сделать для того, чтобы получить ту или иную услугу. Ведь далеко не все и не всем можно объяснить по телефону.

— Какие дополнительные сервисы вы предоставляете вашим абонентам сейчас и что они получат в ближайшее время?

— Сейчас только для наших абонентов открыт первый в России wap-портал с огромным количеством бесплатного контента, предоставляемого нам ведущими российскими и мировыми правообладателями. На портале есть и не так широко представленная на рынке услуга доставки новостей в RSS-потоках. В ближайшее время запустим проект, который позволит абонентам обмениваться контентом, который они будут генерировать сами.

В дальнейшем планируем предустанавливать на продаваемые нами телефоны сервисное приложение, которое сейчас уже разработано. Это решение позволит значительно расширить спектр оказываемых дополнительных услуг.

— Как строится ваше взаимодействие с хостингпровайдером?

— У оператора сотовой связи есть огромное количест-во направлений деятельности: подключение абонентов, биллинг, поддержка, оказание непосредственно услуг и многое другое. Сейчас мы берем на себя часть забот оператора — подключение абонентов, телефонную поддержку и, самое важное, продвижение допуслуг. В ближайшем будущем мы запустим свою биллинговую систему. Другими словами, мы берем часть забот оператора на себя, за что и получаем скидки на трафик.

— Распространено мнение, что оператор MVNO составляет конкуренцию в первую очередь оператору, на сетях которого он находится. Это соответствует действительности?

— В той же мере, как если бы вырвать из контекста какието слова и судить по ним обо всей фразе. Предположим, какойнибудь маргинальный оператор начал демпинговать и «сдулся» через полгода после начала эксплуатации. Такие примеры есть, их можно демонстрировать и говорить, что это и есть мейнстрим. На самом деле это неправда. Зачастую такая логика рассуждений свойственна коммерческим подразделениям наших сотовых операторов, которые очень часто рассуждают как бы по Фрейду: «Зачем мне MVNO? Значит, я плохо работаю?» Но это говорит всего лишь об их ограниченном мышлении.

Глобальная тенденция рынка телекоммуникаций — конвергенция технологий. Мы придем к тому, что не будет сотовых и фиксированных операторов, а будут инженерные компании, которые предоставляют тот или иной вид «трубы». Как оператор ты гонишь трафик по проводу — коаксиалу или оптике, или по эфиру, либо в сотовом сегменте, либо в Wi-Fi или WiMax — неважно. С другой стороны, все дальше и дальше от инженерного бизнеса будет уходить абонентский сервис. То есть будет создаваться все больше и больше компаний, занимающихся исключительно абонентским сервисом, и фактически они будут пакетировать эти услуги. Инженерная компания будет давать сервисной компании «трубу», а начинку для этой «трубы» — голосовой трафик, контент или, например, видео по запросу — будут формировать сервисные компании. Это мировая тенденция.

Правда, Россия — родина слонов, у нас могут сказать, что это неправильно, мы будем жить по-другому. Посмотрим.

Курс на биржу

— Почему не наблюдается рекламной активности со стороны «Евросети»?

— На первом этапе это своего рода бета-версия, то есть тестовая. Поэтому нет смысла активно ее пропагандировать с помощью рекламных средств. Первая фаза — отладка технологий — должна закончиться довольно быстро, думаю, что в течение двух месяцев. Соответственно, на втором этапе мы активно пойдем в рынок. Как я уже говорил, у нас есть ряд решений, которые позволят рассчитывать на большой приток абонентов.

— Какие инвестиции уже сделаны в проект MVNO?

— Ну, понимаете, здесь не все так просто. Есть бизнес-план, но это не догма, а некий вектор развития. Если говорить об инвестициях, они не будут иметь границ в пределах разумного. Но с точки зрения размеров инвестиций мы всетаки сейчас говорим о стартапе, а это начальная фаза развития проекта, которая как бы задает некий тренд. А когда тренд понятен, тогда уже можно действительно прогнозировать реальный объем инвестиций.

Когда мы предполагали, что в России будет дан зеленый свет MVNO, то, по нашим ощущениям, объем инвестиций в течение трех лет должен был составить около 20 миллионов долларов. Таковы предварительные оценки. Можно говорить, что они остались неизменными. Будет это 20 миллионов или 50 миллионов — на сегодня, наверное, рано фиксировать цифры. На данный момент вложено уже несколько миллионов долларов. Мы обычно не комментируем внутреннюю кухню. У нас открыто публикуется отчетность. Цифры большого масштаба, они известны, а вот локальные данные по проектам мы не афишируем, чтобы не давать информации конкурентам.

— Когда предполагается выход проекта на окупаемость?

— Главный вопрос: как считать? В принципе, операторский бизнес по классической модели расчета IRR может быть и неприбыльным. То есть эффективность телекомовского бизнеса более правильно считать по стратегии выхода. Например, создается проект, а сколько он стоит, можно корректно оценить только при прохождении IPO. Это очень инертный бизнес, телекомовский, и он постоянно находится в минусе по возврату инвестиций, потому что постоянно требует инвестиций в инфраструктуру. Но говорить, что это невыгодно, неправильно.

— То есть у вас запуск проекта MVNO должен дать большой плюс, когда компания пойдет на IPO.

— Совершенно верно. Это позволит компании получить более высокую оценку на публичном рынке. А мы и не ожидаем извлечения какихто сверхприбылей непосредственно из этого проекта как источника доходов группы.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.