Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Ситуация детонации

16 апреля 2007 г.

Растущий дефицит бензола продолжает держать в напряжении крупные нефтехимические холдинги Поволжья. Устранить проблему помогут проекты, увеличивающие собственное производство этого сырья для целого ряда дорогостоящей продукции высокого передела, а также переход нефтеперерабатывающих заводов на стандарты «Евро3» и «Евро4»

При ежегодном увеличении производства бензола поволжскими нефтехимиками на 7−9% спрос на бензолпроизводную продукцию значительно превышает рост выработки (потребление стирола в 2006 году выросло на 25%, фенола — на 10%, нитробензола — на 10,5%). В результате на внутреннем рынке возникает дефицит, который приходится устранять за счет поставок из-за рубежа. Предприятия, имеющие собственные мощности по производ-ству бензола, сейчас реализуют проекты, связанные с увеличением выпуска этого сырья. Но особую надежду потребители бензола возлагают на переход российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ на стандарты «Евро3» и «Евро4». В соответствии с ними, содержание в бензине ароматических углеводородов (к которым относится и бензол должно снизиться с 6 до 1%. В связи с этим НПЗ смогут получать на выходе больше бензола. Переход большинства нефтепереработчиков на новые стандарты состоится в 2008−2010 годах.

Зависимость обходится дорого

Существует три основных способа получения бензола — коксохимический (из каменного угля), методами пиролиза и риформинга (из сырой нефти). Наибольшее распространение получили два последних. В среднем по миру около 40% бензола производится методом пиролиза и 36% — методом риформинга.

Однако данные технологии дают очень малый выход остродефицитного сырья. В результате многие предприятия, не имеющие собственных мощностей по нефтепереработке и разделению нефти на фракции, оказываются в очень сложном положении, как, например, «Казаньоргсинтез» (Татарстан). Другие поволжские нефтехимические гиганты — «Нижнекамскнефтехим» (Татарстан и «Салаватнефтеоргсинтез» (Башкирия), имеющие установки по выработке бензола, производят этилбензол, который перерабатывается в стирол, пользующийся большим спросом на мировом рынке. Производство столь востребованной продукции делает экономически оправданным использование «Нижнекамскнефтехимом» в качестве сырья дорогого прямогонного бензина (нафты). А присутствие предприятия в составе группы компаний «ТАИФ» позволяет ему получать сырье от Нижнекамского НПЗ.

Не столь удачно складывается ситуация у крупнейшего потребителя бензола — «Куйбышевазота» из Самарской области, который не имеет собственных мощностей по выпуску этого продукта. Основной поставщик бензола на предприятие — ставропольский «Ставролен» («ЛукойлНефтехим»), снабжающий сырьем еще и «Нижнекамскнефтехим». Зависимость от закупок у других предприятий «Куйбышевазот» ощутил в прошлом году: из-за плановых и аварийных остановок поставщиков бензола предприятие работало на импортном сырье. Результатом стало существенное снижение прибыли (в 2,7 раза, до 904,1 млн рублей). Ухудшились и другие финансовые показатели компании. Выручка от реализации продукции составила 12,7 млрд рублей (93,4% от уровня 2005 года), а рентабельность продаж уменьшилась с 18,3% до 7,1%. Анатолий Огарков, главный инженер «Куйбышевазота», отмечает, что если в ближайшие годы предприятие не начнет собственное производство бензола, это будет грозить ему снижением объемов выпуска синтезируемого из него капролактама.

В настоящий момент на капролактам приходится 50% от общего объема реализации «Куйбышевазота». «Снижение выпуска капролактама может вызвать сокращение работников. Учитывая, что от реализации этого продукта зависит чистая прибыль компании, мы должны иметь собственную законченную производственную цепочку. К проекту предприятие подталкивает стремительный рост цен на бензол и его дефицит», — отмечает Анатолий Огарков. Руководитель отдела маркетинга «Куйбышевазота» Дмитрий Рыбкин добавляет, что дефицит бензола прекратится тогда, когда производители перестанут считать его побочным продуктом.

Придется подождать

Российские предприятия в 2006 году выпустили около 1,3 млн тонн бензола, из которых на долю поволжских производителей приходится почти 20%. Среди нефтехимических предприятий нашего макрорегиона основными производителями продукта являются «Нижнекамскнефтехим» (280 тыс. тонн), «Салаватнефтеоргсинтез» (170 тыс. тонн), Кстовский НХЗ из Нижегородской области («СИБУР-Нефтехим», 40 тыс. тонн), «Ярославнефтеоргсинтез» из Ярославской области («Славнефть», 25,6 тыс. тонн). Однако их бензола не хватает для потребностей региональных нефтехимических предприятий.

Выходом для них может стать обязательное введение на нефтеперерабатывающих мощностях стандартов «Евро3» и «Евро4». О подготовке к переоснащению производства по новым стандартам заявили все крупнейшие поволжские НПЗ. Некоторые эти планы уже реализовали. Так, «Ярославнефтеоргсинтез» модернизировал рабочие мощности еще в 2005 году. На предприятии смонтирована установка гидрокрекинга проектной мощностью 2,14 млн тонн сырья в год. Вывод гидрокрекинга на проектную загрузку позволит компании производить дизельное топливо уровня «Евро4» (около 500 тыс. тонн), а также качественное сырье для установок каталитического риформинга и каталитического крекинга.

До 2009 года «ЛукойлНефтехим» планирует вложить в модернизацию Кстовского НПЗ около 13,5 млрд рублей и построить комплекс глубокой переработки нефти. В состав технологических объектов комплекса включены установки каталитического крекинга, изомеризации нормальных бутанов, алкилирования (для производства компонентов товарного бензина). Реализация намеченной программы даст возможность удвоить объем выпуска на Кстовском НПЗ и освоить производство бензинов, соответствующих стандартам «Евро4», с глубиной переработки более 90%.

ЮКОС в 2006 году вложил в модернизацию самарской группы НПЗ (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский около 7,5 млрд рублей, рассказали журналу «Эксперт Волга» в ЮКОС-РМ. Из них только инвестиции в Куйбышевский НПЗ составляют около 2 млрд рублей. Основными направлениями являются: строительство блока по подготовке сырья изомеризации и выделению бензолосодержащей фракции, реконструкция установки по получению дизельного топлива. А вот мощности по выпуску бензола на Новокуйбышевском (30 тыс. тонн в год и Сызранском НПЗ (28 тыс. тонн сейчас законсервированы. Возможно, новый собственник этих заводов (торги по активам ЮКОСа пройдут уже весной этого года заинтересуется повышенным спросом на столь дефицитное сырье и возобновит его производство.

Технология гидрокрекинга позволяет получать светлые нефтепродукты на базе вакуумного газойля, а остаток направлять на каталитический крекинг для переработки в качественные малосернистые смеси. Уже к концу 2007 года Куйбышевский НПЗ планирует начать производство дизельного топлива и бензина по стандартам «Евро3» и «Евро4». А после выполнения всей программы глубина переработки нефти на самарском заводе вырастет с 65% до 90% к 2016 году.

Параллельно крупнейшие потребители бензола сами наращивают его выпуск. Среди заявленных проектов нужно выделить «Куйбышевазот» (100 тыс. тонн бензола к 2009 году), «Казаньоргсинтез» (12 тыс. тонн к 2008 году, а в перспективе — 35 тыс. тонн до 2012 года и Нижнекамский НПЗ (80 тыс. тонн к 2010 году). Аналитик инвестиционной компании «Финам» Михаил Фролов отмечает, что с реализацией этих инвестпроектов будет ликвидирована зависимость в поставках бензола извне.

Начнут экономить

С проблемой нехватки бензола сталкиваются сегодня все его потребители в России. Дефицит заставляет нефтехимиков задуматься о сокращении выпускаемой продукции. В принципе, мощностей, заявленных НПЗ, должно хватить предприятиямпотребителям лет на десять даже с учетом растущего спроса. Однако существует опасность, что со временем некоторые нефтепереработчики начнут использовать новые технологии производства бензинов. Учитывая жесткую позицию правительства РФ по переработке попутного нефтяного газа, ряд предприятий все активнее станет использовать ШФЛУ и сжиженные газы в своих производствах в качестве добавок, повышающих октановое число. Однако, как отмечает директор департамента развития бизнеса компании CREON Алексей Тарасов, использование данного вида сырья значительно уменьшает выход бензола как побочного продукта. Это объяснимо: нефтеперерабатывающая промышленность старается использовать более экономичное сырье. Поэтому НПЗ не стремятся заниматься непрофильной для них деятельностью, даже несмотря на то, что бензол — продукт дорогой, а его цена неуклонно растет. И все же внедрение новых ресурсосберегающих технологий для нефтепереработчиков — дело хлопотное и дорогостоящее. Поэтому в ближайшее десятилетие не стоит ожидать изменения методов производства бензина, а это значит, что выпуск бензола на НПЗ будет увеличиваться.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.