16 апреля 2007 г.
Новой администрации Саратова досталось непростое наследство. Но первые шаги для улучшения ситуации в городе она уже сделала. Решению остальных накопившихся проблем мешает дефицит средств в городской казне
Летом прошлого года в Саратове состоялся первый конкурс на должность главы городской администрации. К тому моменту город уже в течение нескольких месяцев находился в состоянии тяжелого экономического и политического кризиса. Однако все противоборствующие стороны смогли прийти к соглашению, избрав на ключевую должность главы исполнительной власти Николая Романова, первого заместителя главы Энгельсского района, некоторое время исполнявшего обязанности руководителя муниципалитета. Успешные результаты его прежней работы давали губернским властям и депутатам городской Думы надежду на лучшее.
О том, что удалось сделать за это время, Николай Романов рассказал журналу «Эксперт Волга».
— Как вы оцениваете результаты социальноэкономического развития Саратова в 2006 году?
— Показатели оказались обнадеживающими. Например, индекс промышленного производства составил у нас в 2006 году 115 процентов, в то время как в среднем по области цифра скромнее — 108 процентов. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 9,7 процента, а уровень зарплаты — на 25 процентов. Таким образом, общее благосостояние жителей улучшилось.
При сравнении показателей Саратова с другими городами Приволжского федерального округа видно, что мы не входим в число лидеров, но и к аутсайдерам нас отнести нельзя. Например, по числу родившихся Саратов находится на шестом месте из 14, по стоимости минимального продуктового набора — тоже на шестом, а по обороту розничной торговли — на четвертом месте. По размеру среднемесячной зарплаты — на восьмом месте. Особо могу отметить большой потенциал строительной отрасли. За прошедший год введено в действие 417 тысяч квадратных метров жилья — это на 30 процентов больше показателя предыдущего года.
— Большинство МУПов Саратова убыточны. Что вы собираетесь с ними делать? Возможно ли банкротство самых несостоятельных?
— Сильно сомневаюсь в том, что банкротство способно привести к оздоровлению финансовохозяйственной деятельности предприятия. Скорее наоборот. Так что подобных процессов лучше избегать. В наиболее тяжелом положении по итогам прошлого года оказались, к примеру, МУПы «Банно-прачечное хозяйство» и «Саратовгорэлектротранс».
Что же касается «Саратовгорэлектротранса», в парке которого трамваи и троллейбусы, то здесь важная проблема — тарифообразование. Даже те тарифы, которые приняты городской думой в январе этого года (а до этого они не пересматривались в течение двух лет), не отражают реальной ситуации. Городской транспорт нерентабелен, но сдерживание цен на билеты объясняется интересами горожан. Между тем надо повышать зарплату сотрудникам предприятия, обновлять подвижной состав. В Саратове 178 троллейбусов, а потребность в этом экологически чистом виде транспорта — в два раза больше. Недостаток общественного транспорта на руку «газелистам». Еще одна острая проблема — основные фонды МУПов сильно изношены. Износ достигает 70 процентов, а по некоторым направлениям доходит до 86.
Но в Саратове есть и прибыльные МУПы. Это МУП «Городской центр размещения рекламы», МУП «Городское бюро технической инвентаризации», МУПП «Саратовводоканал». Их общая прибыль составила в прошлом году 40 миллионов рублей.
В 2007 году планируем инвестировать в развитие наших МУПов 103 миллиона рублей, а особое внимание будет уделено реконструкции объектов «Саратовводоканала», где велика изношенность основных фондов. В это предприятие будет вложено 39 миллионов рублей.
— Как собираетесь распоряжаться муниципальным имуществом?
— После вступления в силу ФЗ № 131 муниципалитет уже не может иметь в собственности имущество, непосред-ственно не связанное с исполнением его полномочий. Поэтому часть имущества была передана областным властям, часть — выставлена на аукцион в соответствии с прогнозным планом приватизации, утвержденным городской Думой. Всего в 2007 году через процедуру аукционной продажи пройдет 95 объектов недвижимости. Не исключено, что их перечень будет расширен. Но здесь нужно понимать, что городская администрация лишь предлагает объекты для приватизации, а решение принимают депутаты.
Как решается в Саратове проблема реконструкции и обслуживания городских дорог?
— У нас активно используется технология ремонта дорог литым асфальтом. Да, она довольно дорогая, но у нее есть ряд серьезных преимуществ. Ремонт оказывается более долговечным, к тому же технология позволяет проводить ремонтные работы и в холодное время года. Конечно, замена всего покрытия гораздо эффективнее и качественнее, чем бесконечное латание дыр. Но для этого требуется дополнительное финансирование, включение затрат в областные программы. Сейчас же ситуация с финансированием такова: для поддержания существующей сети саратовских дорог (около семи миллионов квадратных метров необходимо более миллиарда рублей. А из городского бюджета в текущем году выделено на это 124 миллиона рублей, из них на содержание дорог — 35 миллионов и на ремонт — 89 миллионов. Но мы надеемся, что получим дополнительные средства из губернской казны, ведь в декабре состоятся выборы и в областную Думу, и в Госдуму.
Комитетом по промышленности, транспорту и связи администрации города разработана муниципальная целевая программа развития пассажирского транспорта Саратова на 2007—2011 годы. Она предусматривает принятие необходимых законодательных актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, мероприятия по оптимизации управления пассажирскими перевозками, увеличение пропускной способности основных транспортных магистралей, развитие городского электрического транспорта. Документ уже внесен на рассмотрение в городскую Думу и, если будет принят, поможет, конечно, решению транспортной проблемы.
— В прошлом году Саратов был одним из немногих городов Поволжья, который смог войти в отопительный сезон без текущих долгов. Как складываются отношения городских властей с энергетиками?
— Действительно, часть долга в размере 150 миллионов рублей нам удалось реструктурировать. Но ситуация остается непростой. Основная проблема во взаимоотношениях с энергетиками — долги населения, которое не в полной мере оплачивает потребленные услуги. Так, на 18 марта задолженность жителей за теплоснабжение перед энергетиками составила 268 миллионов рублей.
— У Саратова есть сложности с развитием местного аэропорта. И дело не только в финансах — он находится в черте города, что ограничивает его расширение. Аэропорт придется переносить?
— Да, это очень серьезная проблема. В таком крупном областном центре, как Саратов, аэропорт должен работать на создание благоприятного имиджа региона, на привлечение инвесторов. Тем более что у Саратова выгодное географическое положение — на стыке многих важных трасс, на границе с Казахстаном. Это, разумеется, нужно использовать. Но нынешнее состояние аэропорта находится на уровне 50−х годов прошлого века — устаревшая аэронавигационная аппаратура, короткая взлетнопосадочная полоса. Проблему надо решать в кратчайшие сроки. Причем обязательно вынести аэропорт за черту города. Такие проекты уже были, но все они остались на бумаге. Дело в том, что требуются значительные денежные вливания, которых у региона нет. Вся надежда на областное правительство. Может быть, ему удастся пролоббировать решение проблем саратовского аэропорта на федеральном уровне.
Василий Каснакин