Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Не потерять преимущество

17 апреля 2007 г.

Анализ деятельности лизинговых компаний в 2006 году показал, что поволжские игроки имеют серьезные конкурентные преимущества перед федеральными. Однако в перспективе ограничителем их развития может стать дефицит финансовых ресурсов

По итогам 2006 года объем лизинговых платежей (выручка от сделок организаций-участниц нашего рейтинга увеличился более чем на 60% и превысил 16,5 млрд рублей . Этот показатель отображает комплексную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые в течение года лизинговые платежи являются результатом деятельности за последние несколько лет. Но по нему нельзя в точности определить активность фирмы за прошлый год. Этот недостаток во многом исправляют данные по объему профинансированных сделок в 2006 году. И здесь мы видим еще более впечатляющие результаты: совокупный прирост составил 83% по сравнению с прошлым годом. Общий же объем сделок, заключенных участниками нашего рейтинга за 2006 год, увеличился на 67% и достиг отметки 43 млрд рублей.

Спурт победителя

Первое место в рейтинге заняла «Лизинговая компания ‘‘КАМАЗ’’» (Набережные Челны). За 2006 год она получила платежей на сумму более чем 3,8 млрд рублей, что почти на 90% больше прошлогоднего показателя. Фирма заключила ряд долгосрочных контрактов и активно развивает такое направление, как разработка проектов по полнооперационному лизингу. Например, в августе 2006 года в компанию «Южкузбассуголь» пришла первая партия автомобилей КамАЗ. Это 60 из 145 единиц новой модернизированной техники (самосвалы, «вахтовки», тягачи, большегрузные и бортовые автомобили). Весь контракт оценивается почти в 200 млн рублей. ЛК «КАМАЗ» берет на себя не только поставку техники, но и анализ состояния автопарка клиентов, подготовку рекомендаций по его оптимизации, разработку автотехники, отвечающей запросам потребителей, централизованную доставку, предпродажную подготовку, собственно систему клиентского финансирования приобретения автотехники, включая механизмы лизинга, сервисное обслуживание. В стоимость контракта входят полное страхование, КАСКО, ОСАГО, постановка техники на учет в ГИБДД. В декабре прошлого года «Лизинговая компания ‘‘КАМАЗ’’» передала одному из крупнейших перевозчиков пассажиров в Набережных Челнах — транспортному предприятию ЗАО «ПАК-Инвест» — 50 новых автобусов НЕФАЗ. Общая сумма договора составила 161 млн рублей.

Объединенная лизинговая компания «Центр-Капитал» (Москва с абсолютным показателем платежей — 2,6 млрд рублей — оказалась на второй строчке поволжского рейтинга. Несмотря на то, что ее центральный офис расположен в Москве, основная деятельность (около 85% сосредоточена в Поволжье, причем особенно мощно она представлена в Республике Татарстан. Принципиальное отличие этого лизингодателя от ЛК «КАМАЗ» в том, что структура портфеля ЛК «Центр-Капитал» диверсифицирована, что хорошо видно по объектам сделок, заключенных в прошлом году. В 2006 году ЛК «Центр-Капитал» подписала договор на сумму 47,8 млн рублей, по которому в 2007 году ОАО «Средневолжская логистическая компания» (Самара будет передан в лизинг контейнерный кран грузоподъемностью 30,5 т. Проект финансируется банком «Зенит», срок финансирования три года. Поставщик — калининградская акционерная компания «Балткран», обеспечивающая комплексное решение всех эксплуатационных задач данного проекта. Среди других значимых сделок «Центр-Капитала» в поволжском макрорегионе в 2006 году можно отметить финансирование покупки автобусов марок Daewoo, Hyundai, Ssang Yong, KIA для Елабужского муниципального района на сумму 14 млн рублей, договор на поставку линии по производству твердых сыров для ОАО «Вамин-Татарстан» на общую сумму более 50 млн рублей, а также поставку оборудования для ООО «Полимер-Нижнекамскнефтехим» (80 млн рублей).

Прошедший год стал очень удачным для «Приволжской лизинговой компании» (Саров, Нижегородская область): прирост платежей и стоимости профинансированных сделок увеличился более чем в четыре раза. В результате данная финансовая организация замыкает тройку лидеров основного рейтинга и занимает четвертые места среди лидеров по объему профинансированных средств и самых динамичных ЛК Поволжья. Столь высокие результаты деятельности сопровождались значительными изменениями в структуре финансирования сделок по видам оборудования. Ключевым фактором явилось резкое увеличение (в шесть раз объема средств, направленных на инвестирование пассажирского автотранспорта, — со 150 млн рублей в 2005 году до 900 млн в 2006−м. В результате доля сделок, приходящихся на этот объект, увеличилась с 60 до 90%. В мае прошлого года состоялся открытый аукцион для заключения лизингового контракта на поставку в Нижегородскую область 315 городских автобусов большого класса. Победителем стала «Приволжская лизинговая компания», которая поставит 315 автобусов ЛиАЗ-5256 с двигателем Caterpillar. В итоге ЛК заключила контракт на сумму более 1,1 млрд рублей.

Немного отстав от тройки лидеров по основному рейтингу (более 1,3 млрд рублей полученных платежей), лизинговая компания «УРАЛСИБ» (Москва заняла второе место по объему профинансированных сделок в Поволжье (2,5 млрд рублей). Это дает основание предположить, что в следующем рейтинге фирма займет еще более высокое место. Кроме того, в январе 2007 года ЛК «УРАЛСИБ» в шесть раз увеличила уставный капитал — с 420 млн до 2,7 млрд рублей. «Увеличение уставного капитала будет способствовать высоким темпам роста активов при сохранении оптимального уровня достаточности собственного капитала, — отметила генеральный директор ООО «Лизинговая компания ‘‘УРАЛСИБ’’» Елена Гущина. — Данное решение учредителей направлено на повышение финансовой устойчивости и надежности компании, и как следствие, на укрепление и развитие взаимоотношений с нашими партнерами и кредиторами».

Региональная специфика

Из 36 лизинговых фирм нашего рейтинга филиальная сеть представлена 11 федеральными игроками — девятью с центральным офисом в Москве и двумя из Санкт-Петербурга. За 2006 год филиалы московских лизингодателей, участвующих в рейтинге, получили 6,5 млрд рублей, что составляет 39% от всех платежей по Поволжью (см. таблицу 4). Однако динамика, наблюдавшаяся в этих компаниях, составила менее 40%, что в полтора раза меньше среднего показателя ЛК — участников рейтинга.

Второе место в региональной структуре рейтинга по объему лизинговых платежей (30,2% приходится на татарстан-ские компании. Эта республика представлена семью фирмами, которые за 2006 год увеличили агрегированный показатель более чем на 90%. Катализатором роста лизингодателей Татарстана является ЛК «КАМАЗ», на которую приходится более 76% всех платежей.

Заместитель генерального директора по анализу и стратегическому планированию «АК БАРС Лизинг» (второе место в Республике Татарстан Константин Колесник рассказал об особенностях местного рынка: «Лизинговый рынок Казани и Татарстана всегда считался относительно закрытым, а уровень конкуренции в регионе, как правило, был существенно ниже, чем в Северо-Западном и Центральном регионах. Однако в последнее время ситуация стремительно меняется: на региональный рынок пришли не только крупные федеральные банки и ЛК, но и крупные региональные банки со своими лизинговыми компаниями. Кроме того, на региональном рынке за последние годы возникло множество местных лизингодателей, которые также усиливают конкуренцию на рынке и подстегивают интерес всех участников к активному развитию».

Кроме Татарстана, высокую активность среди местных ЛК проявили нижегород-ские организации, представленные в рейтинге двумя местными лидерами — ООО «Приволжская лизинговая компания» (третье место и ООО «РОСПРОКАТ-Лизинг» (восьмое место). За 2006 год доля этих фирм в региональной структуре рейтинга существенно увеличилась — как по объему платежей (с 6 до 11%), так и по объему профинансированных средств (с 5 до 11%).

Довольно широко в рейтинге представлены ярославские ЛК — шесть участников рынка. Однако по большей части это небольшие финансовые организации, поэтому их удельный вес в региональной структуре невысок — чуть больше 7,5%.

А самую широкую сеть лизинговых компаний среди поволжских регионов имеет Самарская область . Однако она слабо представлена в нашем рейтинге, что не дает возможности объективно оценить ее потенциал.

Регионы держат позиции

Высокая конкуренция на лизинговом рынке ведет к расширению региональных сетей ЛК. По данным ассоциации «Рослизинг», Москва по количеству офисов лизинговых компаний остается на первом месте (18% от общего количества). Но Приволжский федеральный округ отстает незначительно: на него приходится 17,7% офисов.

Федеральные игроки постоянно наращивают свое присутствие в поволжском регионе, высоко оценивая его потенциал. В то же время они отмечают высокие конкурентные преимущества местных финансовых организаций. «Региональный лизингодатель ближе к потенциальному клиенту, — говорит Елена Сухарева, руководитель отдела маркетинга ЗАО ‘‘ВКМ-Лизинг’’ (Москва). — А федеральный лишь довольно условно представляет себе нужды заказчиков с периферии. Конечно, со временем все крупные ЛК будут иметь представительства в основных регионах. Но сегодня федеральные лизингодатели могут надеяться только на то, что им удастся переманить клиентов региональных лизинговых фирм».

Похожую точку зрения высказывает директор ООО «Каркаде» (Москва Алексей Смирнов: «На региональном лизинговом рынке мы пересекаемся с тремя-четырьмя крупными федеральными игроками. Но большую конкуренцию нам составляют не они, а местные лизингодатели, а также банки — как со своими ЛК, так и с предложениями по кредитованию. Местные игроки дольше находятся на рынке лизинговых услуг в своем регионе, хорошо изучили его, а главное, успели обзавестись собственной клиентской базой». Начальник финансового отдела Верхневолжской лизинговой компании (Ярославль Илья Работнов добавляет, что клиентам гораздо проще работать с местными фирмами, которым не требуется согласовывать каждый шаг с голов-ным офисом.

Начальник планово-экономического отдела АЛФК «ЯРФИНВЕСТ» Ильдар Сагиров резюмирует: «Банковский и лизинговый секторы стремительно развиваются, причем в сторону регионов. Это связано с тем, что оба сектора все больше ориентируются на малый и средний бизнес, сосредоточенный там. А работа с небольшими предприятиями требует непосредственного присутствия в регионах, поскольку подразумевает постоянный поток мелких сделок. При этом небольшое конкурентное преимущество на стороне региональных ЛК, уже имеющих обширную клиентскую базу».

Однако и у «приезжих оппонентов» есть серьезный козырь — большие финансовые возможности.

Банковская доминанта

Для финансирования лизинговых сделок компании используют банковские кредиты, собственные деньги и средства от выпуска ценных бумаг . Одним из главных препятствий на пути развития поволжских ЛК является не диверсифицированная структура источников финансирования, в которой на банковские кредиты приходится более 84% всех привлеченных средств, из них 3,7% — займы иностранных банков (приходящиеся на ЛК «Европлан» (Москва). Обладая «живыми» деньгами, кредитные организации имеют возможность навязывать лизинговым фирмам свои условия сотрудничества. Такая специфика взаимоотношений продиктована тем, что ЛК часто выступают конкурентами банкам, а их финансовые услуги обладают рядом преимуществ перед банковским кредитованием.

Но без денег ни один лизингодатель не может рассчитывать на успех даже при высоком спросе на свои услуги. Тем более в условиях нарастающей конкуренции, когда от правильно выстроенной системы финансового обеспечения зависит фактически судьба бизнеса.

При финансировании лизинговых компаний банки серьезно подходят к проверке их надежности, прозрачности, возможности управления рисками. По этой причине маленьким ЛК непросто получить банковский кредит. Обращаясь в кредитные организации за помощью, они нередко сталкиваются с конкурентами, входящими в структуру банка. Или другое препятствие: в связи с изменением лизингового законодательства у самостоятельных ЛК возникают резкие колебания балансовых показателей и показателей отчета о прибылях и убытках, что тоже осложняет решение финансовых проблем.

«Но основная беда многих лизинговых компаний — это невозможность диверсификации своих источников финансирования, — рассказывает Константин Колесник из ‘‘Ак Барс Лизинг’’. — Лизингодатели обычно имеют низкие показатели финансовой устойчивости. В этих условиях относительно дешевые ресурсы им может предоставить только материнская компания, которая владеет полной информацией о состоянии дел у своей ‘‘дочки’’. В то же время финансовые структуры, не имеющие полного доступа к информации о деятельности ‘‘чужой’’ ЛК, особенно жестко оценивают риски, которые могут возникнуть при работе с нею. Это выражается либо в полном отказе от сотрудничества, либо выставляются жесткие условия при оценке залога, предъявляются требования по предоставлению дополнительного залога или гарантий материнской компании, на что большинство участников лизингового рынка пойти не может».

Но не все так грустно. В последние годы рост спроса на лизинговые услуги настолько очевиден, что позволяет ЛК наращивать собственный капитал и становиться более надежными дебиторами. Лишь зависимость от одного источника финансирования сдерживает развитие этого сектора экономики. Чтобы поспеть за растущим спросом, компании должны поскорее избавиться от неприятного ограничительного фактора.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.