11 апреля 2007 г.
Дороги, мосты, воздушные и водные пути способны внести ощутимый вклад в региональные бюджеты. Речь идет не столько о взимании платы за проезд — к такому повороту пока не готовы ни наш менталитет, ни законодательство, — сколько о новых возможностях, которые даст системная организация транспортных и товарных потоков.
Эффект от реализации подобной концепции, который пытаются просчитать логисты, впечатляет. Взять, например, Санкт-Петербург, чей рынок логистических услуг составляет 5,4 млрд долларов в год, — город зарабатывает только для федеральной казны около 1,2 млрд рублей в сутки (таковы сборы Северо-Западного таможенного управления). В Поволжской логистической ассоциации (ПЛА), объединяющей крупнейших игроков соответствующего рынка, уверены, что и в нашем макрорегионе возможно подобное «экономическое чудо». При условии, если удастся реализовать комплексную программу по развитию логистики в Поволжье.
Чем поволжских логистов не устраивают существующие концепции развития в каждом регионе? Во-первых, тем, что за них никто не отвечает — чаще всего они написаны «в стол», и продвигать их, по большому счету, некому. Лоббистов подобных проектов в рядах поволжских чиновников нет. Во-вторых, потому, что эти программы носят локальный характер и часто не учитывают ни возможностей, ни аналогичных программ соседних территорий. Между тем логистика эффективна именно тогда, когда она системна. Не использовать потенциал соседей тут себе в убыток. Тем более что, обращают внимание в ПЛА, транспортно-логистические комплексы регионов тесно взаимосвязаны между собой — не может же, к примеру, дорога заканчиваться с границей области или река — ограничиваться пределами республики.
Основные проблемы, которые пытается решить каждый отдельно взятый регион, в принципе общие для всех. Это и сложности в контроле и мониторинге товаро— и грузопотоков, и недостаток бюджетных средств на реализацию программы, и трудности в поиске частных инвесторов для разработанных проектов. А значит, схожи и основные положения концепций развития логистики: создание условий для транзита грузов, увеличение объема импорта, обслуживаемого в поволжских транспортных узлах, создание инфраструктуры, обслуживающей товаро— и грузопотоки, организация транспортного сообщения между регионами, выработка приемлемых схем частно-государственного партнерства.
Вполне логична инициатива ПЛА скоординировать работу поволжского логистического бизнеса и профильных региональных ведомств для выработки единой концепции развития отрасли в макрорегионе. Для начала ассоциация предлагает учредить региональные комитеты по логистике. Именно они должны вырабатывать и реализовывать единую, сбалансированную политику по развитию территориальных логистических комплексов — ТЛК. Затем, нужно организовать, считают в ПЛА, постоянно действующее окружное совещание руководителей региональных логокомитетов. На основе местных программ оно и будет выполнять единую окружную программу логистической системы Поволжья.
Ольга Варламова