11 апреля 2007 г.
В марте этого года Госдума РФ, как ожидается, приступит к рассмотрению законопроекта «О платных автодорогах». Принятия такого закона очень ждут власти Татарстана — он позволит реализовать три республиканских проекта платных дорог общей стоимостью около 40 млрд рублей. С идеей строительства платных дорог власти Республики Татарстан (РТ живут уже несколько лет. Мосты и дороги они хотят сделать источником дополнительных доходов для регионального бюджета. Еще в конце прошлого столетия кабинет министров РТ ввел для иногородних водителей плату за проезд по мосту через Волгу на трассе Нижний Новгород — Казань. Правда, это решение было опротестовано Генпрокуратурой РФ, а в 2002 году — отменено. Но второй подобный проект реализовать все-таки удалось: проезд по мосту через Каму у Набережных Челнов остается платным. Для автотранспортных средств общей массой 23−45 т он обходится в 270 рублей, для машин весом 45−60 т — в 400. Около 20% взимаемых средств идет на обслуживание переправы, 80% — на финансирование строительства второго мостового перехода через Каму вблизи села Сорочьи Горы и содержание иных автодорожных сооружений и мостов Республики Татарстан. В июне прошлого года Верховный суд РФ признал, что автодорожный мост через Каму у Набережных Челнов не входит в состав федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» и является государственной собственностью республики, которой она вправе распоряжаться самостоятельно. Кроме того, есть возможность бесплатного проезда в том же направлении по мосту в Алексеевском районе Татарстана.
Но все же этот проект — экспериментальный. Поставить создание платных автодорог «на поток» республиканским властям мешает отсутствие законодательной базы и практики привлечения бизнеса в этот сектор. Поэтому властям важно скорейшее принятие федерального закона «О платных автодорогах», который обещает создать условия для частно-государственного партнерства в этой сфере.
Мост «подвис»
Первый крупный татарстанский проект, реализации которого поможет принятие нового федерального закона, — автодорога Шали — Сорочьи Горы. Это новая скоростная трасса первой технической категории длиной 41 км и вторая очередь 14−километрового мостового перехода через Каму у Сорочьих Гор на автодороге Казань — Оренбург. Дорога позволит связать Средний Урал, Сибирь, Самарскую, Оренбургскую, Челябинскую области и Башкортостан с правобережьями рек Кама и Волга в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Мордовии, Нижегородской области и обеспечит дальние транзитные грузовые перевозки в страны СНГ и Западной Европы. Строительство первого пускового комплекса (двух полос движения мостового перехода было завершено еще пять лет назад. Сейчас нужно добиться приемлемой пропускной способности моста (примерно 16,2 тыс. автомобилей в сутки), открыв еще две полосы движения. Работы по второй очереди перехода планируется завершить в 2008 году. После введения в эксплуатацию дороги Шали — Сорочьи Горы платным может стать и проезд по мостовому переходу. Идеологи проекта посчитали: несмотря на то, что в республике имеются альтернативные объездные пути через Казань или Рыбную Слободу, переправа через Сорочьи Горы позволит сократить сроки доставки грузов в среднем на пять-шесть часов.
Общая стоимость данного проекта оценивается в семь млрд рублей. В прошлом году, по данным Минтранса РТ, на строительстве автомобильной дороги Шали — Сорочьи Горы с мостовым переходом через реку Кама у села Сорочьи Горы освоено капитальных вложений в объеме 372,2 млн рублей из федерального и местного бюджетов, а с учетом первой очереди сумма составляет более пяти млрд рублей.
Для управления проектом была создана компания «Дороги и мосты Татарстана». Как предполагается, ей-то и будет передана в эксплуатацию новая трасса, и инвесторы смогут вернуть вложенные в ее создание средства, взимая плату за проезд и развивая придорожный сервис. Свом партнером по проекту республиканские власти хотели сделать Внешторгбанк (ВТБ), которому предложили контрольный пакет акций управляющей компании. Но конкретные договоренности с ним так и не были достигнуты. В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства неофициально сообщили, что банкиров не устроил подготовленный республикой бизнес-план проекта. Ничем не закончились аналогичные переговоры Минтранса РТ с Международной финансовой корпорацией и Европейским банком реконструкции и развития.
Сбросятся государствами
Более свежий проект Татарстана — строительство дороги на участке Алексеевское — Альметьевск в составе автодорожного маршрута по направлению Санкт-Петербург — Казань — Оренбург — граница Республики Казахстан. Его стоимость — около 16 млрд рублей. И у этой дороги больше всего шансов быть построенной, так как заинтересованность в проекте, помимо Татарстана, проявляют Оренбургская область, Казахстан и Китай. В октябре 2006 года во время визита официальной делегации Татарстана в Казахстан премьер-министр РТ Рустам Минниханов и премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов договорились о строительстве участка трассы, которая пройдет через Восточную Европу, через Россию и Казахстан к границе с Западным Китаем. В Татарстане проект лоббирует председатель совета директоров татарстанской группы компаний «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. По словам Владимира Швецова, министра транспорта и дорожного хозяйства РТ, эта компания уже разработала бизнес-план, который сейчас проходит государственную экспертизу.
Третий проект тоже оценивается в 16 млрд рублей — это участок Большого казанского кольца с выходами на федеральные трассы М-7 (Казань−Уфа и М-5 (Казань−Ульяновск). Большое казанское кольцо должно соединить периферийные районы города в обход исторической застройки его центра. Но у этого проекта нет даже предполагаемых инвесторов, поэтому власти Татарстана рассчитывают на финансирование из Инвестиционного фонда РФ.
Теория и практика
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, который ознакомился со всеми тремя инвестиционными проектами во время своего январского визита в Казань, отметил, что в ближайшее время все они будут представлены на рассмотрение экспертного совета министерства. Следующим шагом станет формирование заявки в правительственную комиссию на частичное финансирование объектов из средств Инвестфонда РФ.
Владимир Швецов полагает, что финансовое участие должно строиться по принципу 50 на 50 с федеральным бюджетом или 50 на 50 с инвестором. А Игорь Левитин уверен, что республике удастся вести строительство на основе именно частно-государственного парт-нерства, в том числе с участием зарубежных инвесторов. Тем более что в Татарстане, говорит он, созданы все условия: под платные дороги выделена земля, разработан механизм управления и доступа к инфраструктуре. Видимо, министра не смущает тот факт, что все перечисленные условия до сих пор не привлекли ни одного частного инвестора к строительству республиканских дорог и мостов.
Сами власти Татарстана надеются, что проблемы с инвесторами будут решаться гораздо проще после принятия ФЗ «О платных автодорогах». В подготовленном Минтрансом РФ документе есть пункт, не только разрешающий инвестировать в строительство внебюджетные капиталы, но и допускающий передачу дорог в частную собственность. Кроме того, законопроект менее требователен к альтернативным трассам: к бесплатному объезду им выдвигается единственное требование — он должен быть не более чем в три раза длиннее платного участка. Создание законодательной базы позволит снизить риски инвестиций в инфраструктурные проекты и сделать схемы расчетов для возврата средств частных инвесторов более прозрачными.
Казань