17 апреля 2007 г.
Сбытовая сеть АвтоВАЗа продолжает накапливать нераспроданные машины. Тольяттинский автогигант, похоже, не планирует снижать объемы производства, как это делалось в 1998 и 2002 годах в схожих ситуациях. Дилеры рассчитывают на весенний скачок спроса, но усиление конкуренции со стороны иномарок грозит сбыту автомобилей Lada полномасштабным кризисом
АвтоВАЗ впервые за два года собрал представителей сервисно-сбытовой сети (ССС в Тольятти. Около 400 руководителей и сотрудников дилерских компаний приехали на завод, чтобы обсудить текущую ситуацию, которую они сами откровенно называют кризисной. Однако даже при закрытых для широкой общественности дверях острые вопросы руководство ВАЗа предпочло не обсуждать.
Отчет пресс-центра предприятия о прошедшей конференции дилеров весьма скуп — выступили, выслушали, постановили. Президент управляющей компании «Группы АвтоВАЗ» Владимир Артяков заявил, что автомобильный рынок России предъявляет новые требования к производителям и дилерам, и назвал эффективное функционирование ССС, которая насчитывает 61 дистрибьютора и 330 дилеров, одним из наиболее сильных конкурентных преимуществ брэнда Lada. Он также подчеркнул позитивные перемены в различных сферах деятельности предприятия как результат реформирования структуры АвтоВАЗа: разделения функций производства, закупок и сбыта.
Как рассказал журналу «Эксперт Волга» один из руководителей тольяттинской автоторговой фирмы, пожелавший остаться неназванным, «они (руководители АвтоВАЗа — Ред. провели конференцию в такой форме, что мы не смогли обсудить самое важное — кризис сбыта. Ведь в отдельных регионах сбыт просто встал. Машины не продаются, а на собрании звучат здравицы и громкие заявления — возникает чувство ирреальности происходящего».
Остатки не сладки
Реальную картину рисуют сухие цифры: общий объем товарных остатков автомобилей Lada у дилеров, в УРП (управление региональных поставок и в пути к торговым компаниям в данный момент, по разным оценкам, составляет до 135 тыс. штук. И это число продолжает расти — примерно на 10 тыс. в месяц, как считают в информационном агентстве Ladaonline. Даже москов-ские и санкт-петербургские дилеры, которые в середине прошлого года пытались увеличить свои квоты (например, столичный «Элекс-Полюс» сетуют на снижение продаж и говорят, что исправить ситуацию могла бы остановка конвейера. Но руководство тольяттинского автогиганта на это не идет.
В Тольятти торговые посредники констатируют снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в три раза. Коммерческий директор местной компании «Рона» Алексей Слепцов говорит, что в день дилер первой категории продает не более 3−5 автомобилей, тогда как в прошлом году эта цифра составляла 10−15 машин. В южных регионах ситуация еще хуже. По данным компании «Юг-Лада», краснодарские дилеры реализуют 1−2 автомобиля в день, несмотря на массированную рекламу и скидки.
Конкуренция с бюджетными иномарками нарастает, доля брэнда Lada продолжает снижаться.
Любопытна в этом смысле и динамика количества вазовских дилеров. Если в конце 2006 года ССС насчитывала 495 компаний, а в конце января — 455, то пресс-релиз, посвященный конференции 26 февраля, говорит уже о 400 сбытовых компаниях. Крупные автоторговые фирмы, диверсифицируя риски, начинают заключать дилерские соглашения с другими производителями, мелкие игроки находятся на грани выживания.
Похожая ситуация складывается и у других отечественных игроков сегмента легковых машин. В целом российские автомобильные брэнды продолжают терять отечественный рынок под натиском иностранных концернов, и, по прогнозам, тенденция эта сохранится .
На грани
Руководство АвтоВАЗа стремится стимулировать сбыт продукции, однако возможности его весьма ограничены. Увеличение срока гарантийного обслуживания и стремление удержать цены на нынешнем уровне до конца года — действия логичные, но плохо реализуемые (см. «Отечественные брэнды умирают»). К тому же ситуация осложняется тем, что рентабельность предприятия невысока, и каждый шаг топ-менеджеров ВАЗа становится дополнительным испытанием на прочность для бюджета автогиганта.
Согласно бухгалтерскому отчету АвтоВАЗа за III квартал 2006 года, коэффициент чистой прибыльности составляет 4,5%. Учитывая, что последний квартал оказался для тольяттинского предприятия самым тяжелым, по итогам года данный показатель, скорее всего, окажется ниже на 2−3%. При этом топ-менеджмент ВАЗа принял решение с 1 марта повысить работникам завода тарифные ставки — на 5%. По самым скромным оценкам, ежегодные расходы компании вырастут на 300−350 млн рублей.
Дополнительные траты на гарантийное обслуживание автомобилей и сдерживание цен могут и вовсе свести рентабельность предприятия к отрицательным значениям. Ведь даже если руководство ВАЗа сможет удержать своих поставщиков от повышения цен на их продукцию, удорожания энергоносителей и услуг транспорта не избежать.
Таким образом, АвтоВАЗ находится в ситуации «двойного зажима»: удерживание или снижение цен означает потерю рентабельности, повышение стоимости автомобилей Lada грозит дальнейшим снижением продаж вплоть до полного ухода с рынка.
Один из вариантов выхода из трудного положения назвал исполнительный директор по продажам «Группы АвтоВАЗ» Алексей Криворучко. Это расширение рынка сбыта за счет стран СНГ, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Однако основным рынком для ВАЗа остается Россия (здесь продается около 90% автомобилей), поэтому экспортные поставки не спасут тольяттинское предприятие, полагает аналитик компании Deutsche UFG Елена Сахнова. Руководству, сказала она, нужно искать пути решения проблем на внутреннем рынке.