Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Региональный фактор

14 апреля 2007 г.

Рынок факторинга в Поволжье только начинает складываться. Его стандарты формируют специализированные компании и крупные банки с развитой филиальной сетью, имеющие необходимые для развития этого вида бизнеса финансовые ресурсы. Они способны предложить полный комплекс услуг, включая управление рисками клиента, а также финансирование сделок любого масштаба. Ведущие российские операторы рынка факторинга с оптимизмом смотрят на будущее своего бизнеса в регионах. В 2006 году они активно искали новых клиентов и наращивали объемы финансирования. В портфеле «Промсвязьбанка» доля филиалов за год увеличилась с 14 до 31%, а в ближайшей перспективе банк намерен довести ее до 50%. Межрегиональная факторинговая компания (МФК «ТРАСТ», выделившаяся в прошлом году из банка «ТРАСТ» в самостоятельную структуру, привлекла к обслуживанию в Нижегородской области более десяти клиентов. Клиентская база компании «Еврокоммерц» в Нижегородской области, Мордовии, Чувашии и Марий Эл увеличилась за год в 2,5 раза. По оценке руководителя регионального центра «Еврокоммерц» Алексея Веселова, потенциал рынка, прежде всего Нижегородской области, на долю которой приходится 80% бизнеса регионального центра, позволяет рассчитывать на то, что темпы роста в ближайшие два-три года не снизятся. В число наиболее заметных российских факторов по количеству клиентов и объему уступленных денежных требований вошли «Казанский банк» и «Вятка-банк».

«Рынок в регионах пока слабо охвачен, но по мере укрупнения бизнеса, повышения его устойчивости и надежности все больше компаний будет требовать от своих партнеров отсрочки платежа, и все больше поставщиков будет соглашаться ее давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста такого бизнеса», — подтверждает общую тенденцию аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Ольга Гришина.

Пока участники рынка не чувствуют острой конкуренции. Они в большей степени озабочены разработкой собственной стратегии и позиционированием на рынке факторинговых услуг, от чего зависит динамика их бизнеса в ближайшие годы.

Наращивают мускулы

Круг основных игроков на региональном рынке факторинга за прошедший год практически не изменился: это многофилиальные столичные банки — «Промсвязьбанк», «Петрокоммерц», «НОМОС-банк», независимые компании-факторы федерального масштаба — «Еврокоммерц», банк «Национальная факторинговая компания» (НФК), МФК «ТРАСТ». Для сопровождения сделок за пределами области (а более половины дебиторов нижегородских компаний, по данным операторов, находится в других регионах разветвленная структура становится необходимым условием. «Факторинг — технологически сложный продукт, требующий качественной методики оценки рисков и системы мониторинга дебиторской базы. Крупному банку проще создать и поддерживать единую информационную сеть», — говорит начальник отдела корпоративного кредитования нижегородского филиала «Промсвязьбанка» Марина Моисеева.

Другим своим преимуществом перед независимыми компаниями на рынке факторинга банкиры называют наличие собственной ресурсной базы. Она позволяет устанавливать более высокие лимиты кредитования и гибко подходить к определению стоимости услуг.

«Зависимость от банковских кредитов действительно является ограничителем роста факторингового бизнеса, — признает Алексей Веселов из ‘‘Еврокоммерца’’. — Сейчас у компании есть партнер, который способен обеспечить ее ресурсами и снять ограничения по лимиту финансирования сделок. Это фонд прямых инвестиций Russia New Growth Fand под управлением Troika Capital Partners, который в конце прошлого года стал акционером ‘‘Еврокоммерца’’».

Банк «Национальная факторинговая компания» в прошлом году активно наращивал ресурсы и диверсифицировал их источники. Как сообщил директор нижегородского представительства НФК Сергей Коровников, для краткосрочных заимствований компания обращалась к банковским кредитам, в частности, привлекла третий по счету кредит «Райффайзенбанка» в размере 200 млн рублей. Долгосрочные ресурсы НФК получила за счет размещения номинированных в рублях кредитных нот (CLN в размере 1,2 млрд рублей и трехлетнего облигационного займа на сумму 1 млрд рублей.

Выделив факторинговую компанию в самостоятельное направление бизнеса, банк «ТРАСТ» остался для нее основным источником ресурсов, необходимых для развития. «Поддержка банка позволяет нам предлагать программы для разных клиентов, в том числе для крупных компаний», — отмечает менеджер по сопровождению факторинговых операций Оксана Максимова.

Почувствуйте разницу

Активность игроков на рынке факторинга определяется, прежде всего, их стратегией и позиционированием, отмечают аналитики «Эксперт РА». В большинстве банков, работающих по принципу финансового супермаркета, перепродажа права на взыскание долгов путем частичной оплаты счета не является приоритетным направлением бизнеса. Факторинг лишь дополняет линейку кредитных продуктов для постоянных клиентов, которые таким образом могут оптимизировать свои финансовые потоки. В этом случае количество договоров в портфеле не превышает двух десятков и в разы уступает показателям тех факторов, которые привлекают клиентов с широкого рынка. Спрос внутри такой группы нестабилен: он носит, как правило, сезонный характер, ослабевая в сезон отпусков. Состав клиентов тоже часто меняется, так как многие обращаются к услуге факторинга, чтобы решить единичную финансовую проблему.

Под видом факторинга банки нередко продвигают другой продукт — беззалоговые кредиты под уступку дебиторской задолженности, так называемый инвойс дискаунтинг. «Финансирование — важная, но не ключевая особенность факторинга, — подчеркивает Алексей Веселов. — На банковском рынке есть другие способы привлечения оборотных средств. Классический факторинг — это комплексная услуга, которая помимо финансового обеспечения поставок включает оценку и страхование рисков неплатежа, управление рисками и дебиторской задолженностью клиента. При таком подходе компания-фактор дает возможность клиенту передать на аутсорсинг решение ряда задач, которые он сам не может качественно выполнить».

Стоимость классического факторинга в среднем на 4−6 процентных пунктов выше, чем кредитования, так как помимо цены денежных ресурсов она включает специализированные услуги и весомую сервисную составляющую, подчеркивает Алексей Веселов. При ставках по кредитам региональных банков от 16−18% годовых услуги классического факторинга Еврокоммерц обходятся в 24% годовых и выше. В НОМОС-банке стараются привлечь клиентов, устанавливая стоимость такой операции в одном диапазоне с кредитами за счет отказа от комиссии за обслуживание. Это позволило нижегородскому филиалу за год втрое увеличить объем финансирования. Однако большинство банков и факторов пока не намерено изменять ценовую политику на рынке факторинга. С одной стороны, это объясняется высокими рисками, которые берет на себя фактор. С другой — отсутствием серьезной конкуренции, которая заставила бы операторов изменять условия подобного сервиса и снижать его стоимость.

Меньше риска — доступней услуга

Тем не менее, тенденции на рынке факторинга говорят о постепенном повышении надежности операций в этом сегменте финансовых услуг. Во-первых, увеличился период отсрочки платежа. В целом по рынку доля сделок с отсрочкой платежа от 61 до 90 дней выросла практически вдвое. У региональных факторов пока преобладает 30−дневная отсрочка. «Промсвязьбанк» финансирует сделки с отсрочкой платежа 45 дней, МФК «ТРАСТ» — до 90 дней.

Одновременно увеличивается коэффициент финансирования под уступку долговых обязательств. Крупные факторы готовы финансировать до 95% стоимости сделки. «По мере того, как нарабатывается опыт, совершенствуются методики оценки рисков, повышается качество портфеля, — поясняет Алексей Веселов. — В результате мы готовы расширять круг потенциальных клиентов, работать с большим числом дебиторов и увеличивать лимиты финансирования. Клиент получает аванс уже в день поставки. С одной стороны, это позволяет ликвидировать кассовые разрывы и всегда иметь оборотные средства. С другой — дает возможность наращивать цепочку продаж, перекладывая платежи на дебиторов, и таким образом в короткие сроки наращивать объемы бизнеса».

Важной тенденцией последнего времени становится увеличение доли безрегрессных сделок, когда компания-фактор берет на себя взыскание задолженности с дебитора. Эта доля пока еще не превышает в среднем 10% в портфеле сделок российских факторов, но за год возросла почти на 4%. В региональном центре «Еврокоммерца», по словам Алексея Веселова, количество сделок без регресса составляет порядка 5% портфеля и имеет тенденцию к постепенному росту. Специалисты НОМОС-банка утверждают, что безрегрессный факторинг чаще декларируется, чем применяется на практике, и действует, как правило, в отношении постоянных, проверенных покупателей с известной кредитной историей.

Отсутствие регресса делает факторинг еще более дорогой услугой. Разница в стоимости составляет 30−50% по сравнению с регрессным факторингом. Сергей Коровников из НФК приводит свою шкалу оценок: в его компании услуга без регресса дороже на 0,5−1,5% от объема уступленных денежных требований. В МФК «ТРАСТ» отмечают, что вопрос комиссий и процентов всегда решается индивидуально и зависит от степени риска, который принимает на себя фактор.

Повторяя путь кредитования

Решение проблемы рисков банки связывают с обслуживанием прежде всего крупных компаний, ведь в них выше уровень корпоративного управления. Малый бизнес для банкиров в этом смысле менее привлекателен, документация по сделкам нередко бывает запущена. Кроме того, невысокие обороты в этом сегменте при большом количестве дебиторов и, следовательно, финансовых документов удорожают себестоимость обслуживания операций. Тем не менее, растет число предприятий малого бизнеса, которые готовы платить за нефинансовые услуги в рамках факторинга (оценку надежности дебиторов, защиту от рисков ликвидности, контроль за своевременностью оплаты), отмечает Алексей Веселов. Для одних это страховка на тот случай, если покупатели начнут задерживать оплату. Для малых компаний с перспективой дорасти до среднего уровня факторинг — это прежде всего инструмент решения своих коммерческих проблем.

По экспертным оценкам, факторинг в своем развитии повторяет путь кредитования: когда все крупные предприятия были разобраны, банки начали конкурировать за обслуживание «малышей». В выигрыше оказался тот, кто раньше начал осваивать технологии работы с этим сегментом бизнеса.

Независимые факторы стратегически уже сегодня делают ставку на обслуживание малых предприятий. «Потребности этой категории клиентов в дальнейшем все активнее будут смещаться от получения финансирования к квалифицированному управлению дебиторской задолженностью», — убежден Алексей Веселов. Торговые и торгово-производственные предприятия с оборотом до 100 млн рублей в месяц являются целевой группой компании «Еврокоммерц». В МФК «ТРАСТ» также разработаны специальные программы для небольших компаний с оборотом 15−20 млн рублей в месяц. По словам Оксаны Максимовой, таким клиентам факторинг позволяет, прежде всего, улучшить работу с дебиторами и увеличить обороты бизнеса. Для малого бизнеса разработана программа «Факторинг-экспресс» с максимальной суммой финансирования не более 1,2 млн рублей.

Для банка «Стройкредит» привлекательность малых предприятий связана с возможностью диверсифицировать факторинговый портфель. Специализированное программное обеспечение позволяет снизить издержки обслуживания этой категории клиентов.

В перспективе «классика» постепенно будет вытеснять суррогатные схемы, прогнозируют аналитики «Эксперт РА». Дополнительный импульс развитию «полного» факторинга и расширению круга клиентов за счет предприятий малого и среднего бизнеса даст большая доступность и разработанность методик оценки компаний-поставщиков и компаний-покупателей.

Алексей СОКОЛОВ

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.