14 апреля 2007 г.
Последние несколько лет в России идет активное перераспределение налоговых ресурсов от региональных властей к федеральным. Если в 2001−2002 годах соотношение налоговых поступлений, распределяемых между федеральной казной и бюджетом регионов, составляло примерно 50/50, то в последние годы структура кардинально изменилась, причем не в пользу субъектов федерации. Теперь им остается немногим более 30% от собранных на их территории налогов.
Такая налоговая политика федерального правительства вполне логична: укрепление вертикали власти должно подкрепляться и достаточным количеством денег в российской казне. К тому же наши «субъекты» крайне неоднородны по социально-экономическому развитию. Даже в таком «продвинутом» макрорегионе, как Поволжье, эту разницу нельзя не заметить. Татарстан, Самарская и Нижегородская области — лидеры и по наполняемости бюджета, и по росту промышленного производства, и по уровню жизни населения, в то время как, например, Ульяновская область относится к аутсайдерам. Изъятие денег в федеральную казну с их последующим перераспределением помогло бы, наверное, выровнять эту диспропорцию. А она отнюдь не безобидна и, быть может, представляет опасность для всей страны.
Но у регионов своя правда: чем больше налогов забирает Москва, тем меньше стимулов у них для эффективной работы. В самом крупном проигрыше оказываются регионы-доноры. Ведь они, по сути, оплачивают развитие своих депрессивных соседей. Но и те видят минусы в сложившейся схеме: по их подсчетам, у них забирают больше, чем они получают обратно. От недостатка денег в казне субъектов федерации страдают, прежде всего, необеспеченные граждане, которым не удается получить все положенные компенсации и выплаты. Таким образом, схема, внешне имеющая столько плюсов, не работает, вызывая вполне понятное недовольство местных властей.
Теперь у регионов появился реальный шанс улучшить свои позиции в диалоге с Москвой. В декабре этого года должны пройти выборы в Госдуму РФ. Их итоги во многом зависят от местных властей, в руках которых сосредоточен административный ресурс. В обмен на лояльность они вправе потребовать от «федералов» серьезных уступок. Как раз из этого разряда — очередное перераспределение налоговых платежей, на сей раз в пользу регионов. Наверное, не случайно так активны сегодня власти Ульяновской и Саратовской областей. В этих неблагополучных регионах по-прежнему сильны позиции коммунистов, ЛДПР, а в перспективе есть неплохие шансы на раскрутку и у «Справедливой России».
Учитывая важность думских выборов, вполне возможно, Москва пойдет-таки на уступки. Другой вопрос, что постоянное изменение правил игры в столь деликатной сфере, как налоги, тоже чревато неприятностями. С таким трудом построенная «вертикаль» может и не выдержать, если федеральные власти начнут уступать своим коллегам из регионов по самым принципиальным вопросам.
Как же следует распределять налоговые доходы? Однозначного ответа для нашей страны пока, пожалуй, не существует. Однако уже сегодня понятно: чтобы действительно отладить систему межбюджетных отношений, властям стоит активнее работать над развитием налогооблагаемой базы и сбором налогов. Тогда и федеральной, и региональной казне уж точно достанется денег больше, чем сейчас.