11 апреля 2007 г.
«Рособоронэкспорт» начал собирать акции АвтоВАЗа, чтобы избавиться от перекрестной схемы владения ценными бумагами предприятия. Первые сделки в этом направлении подстегнули котировки акций компании на фондовых биржах. Еще летом 2006 года председатель совета директоров АвтоВАЗа, ныне президент управляющей компании «Группа "АвтоВАЗ"» Владимир Артяков заявил, что скоро будет определен механизм изменения структуры собственности автогиганта. Тогда аналитики прогнозировали, что первым шагом станет скупка ценных бумаг миноритарных акционеров «дочек» ВАЗа, что «Рособоронэкспорт» (РОЭ и проделал, приобретя через некие дружественные структуры 14% акций компании AVVA и 40% — ЦО АФК. Вхождение РОЭ в эти компании дало ему примерно десятипроцентный контроль над самим АвтоВАЗом. В пресс-службе АвтоВАЗа ситуацию пока не комментируют.
Выкуп пакетов акций миноритариев в дочерних структурах автозавода, владеющих ценными бумагами материнской компании, — подготовительный этап концентрации акций тольяттинского автогиганта. Эти приобретения, считают аналитики, открывают перед РОЭ возможность выкупить пакеты акций АвтоВАЗа по договорной цене, которая может быть значительно ниже рыночной. Какая компания займется консолидацией вазовских бумаг, пока не ясно. Многие указывали на УК «Группа "АвтоВАЗ"», хотя Владимир Артяков однажды сказал, что его структура не станет скупать акции тольяттинского завода.
Прояснить подробности будущего передела собственности АвтоВАЗа могут торги, которые пройдут в Самаре 2 марта. Российский фонд федерального имущества выставил на открытый аукцион 1,47% акций ОАО «АвтоВАЗ» со стартовой ценой 791,02 млн рублей. Заявки на участие в аукционе принимаются до 26 февраля 2007 года. Если в списке претендентов засветится компания, подконтрольная РОЭ, то, очевидно, она и станет консолидировать ценные бумаги предприятия, структура собственности которого придумана еще в начале 90−х годов прошлого века. Выглядит она так: 64% акций АвтоВАЗа принадлежит предприятиям, контрольный пакет которых находится у ВАЗа. С одной стороны, такая схема в определенной степени защищает от рейдеров и попыток недружественного поглощения. По крайней мере, автор идеи Борис Березовский, бывший тогда генеральным директором AVVA, объяснял ее необходимость именно этим. С другой стороны, «закольцованность» мешает вести эффективный бизнес.
По мнению аналитиков, избавление от перекрестной системы владения акциями АвтоВАЗа и его дочерних структур может существенно повысить капитализацию тольяттинского автогиганта и его инвестиционную привлекательность. Ведь проекты завода по запуску новых моделей и расширению производства двигателей требуют немалых финансовых вливаний. Получить из стабфонда около 5 млрд рублей, как еще недавно планировали топ-менеджеры РОЭ, не удалось. Для привлечения же крупных средств на долговом рынке необходимо сделать прозрачной структуру собственности предприятия. Аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко считает, что нынешние действия руководства АвтоВАЗа являются подготовкой к выводу компании на IPO. Так или иначе, даже первые сообщения о реальных шагах Владимира Артякова и Сергея Чемезова (председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» к консолидации контрольного пакета акций вызвали рост котировок ценных бумаг завода на 17% (см. график).
К тому же понятная структура собственности благоприятно скажется и на переговорах с зарубежными партнерами. Сейчас АвтоВАЗ налаживает сотрудничество с компанией Magna International по производству нового семейства автомобилей класса С. Другим потенциальным партнером предприятия остается концерн Renault-Nissan, переговоры с которым ведутся уже почти год. На днях представители концерна подтвердили, что интерес к ВАЗу у них сохраняется. По мнению Елены Сахновой, аналитика из Deutsche UFG, совместное предприятие Renault-Nissan и АвтоВАЗа было бы выгодно обеим сторонам: тольяттинский завод получил бы необходимые ему современные технологии, а зарубежный партнер быстро расширил бы производство.
Илья КРУГОВОЙ.