Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Найти желанные ресурсы

11 апреля 2007 г.

Развитие лизинговых компаний (ЛК в Поволжье тормозит их чрезмерная зависимость от банков, их основных кредиторов. В условиях растущего спроса на лизинговые услуги и обостряющейся конкуренции поволжским лизингодателям пора активнее заниматься диверсификацией источников привлекаемых средств. Лизинговый сектор рынка финансовых услуг стремительно развивается, причем в сторону регионов. В 2006 году сразу несколько федеральных ЛК расширили свою филиальную сеть в Поволжье. Среди них — «Балтийский лизинг» и «Глобус-Лизинг» (Санкт-Петербург), «АНКОР» и «Солид-Лизинг» (Москва).

Такая экспансия объясняется тем, что для ЛК все более интересным становится малый и средний бизнес, работа с которым требует непосредственного присутствия на местах, поскольку подразумевает постоянный поток сравнительно небольших сделок. «Этот аспект дает некоторое конкурентное преимущество региональным ЛК, уже имеющим обширную клиентскую базу», — говорит начальник планово-экономического отдела АЛФК «Ярфинвест» (Ярославль Ильдар Сагиров.

Но конкурентоспособность лизинговых компаний не ограничивается лишь знанием местного рынка, а складывается из целого комплекса факторов, таких как профессионализм кадрового состава, скорость в принятии решения о заключении сделки, простота процедуры заключения договоров, полнота пакета услуг, предоставляемых клиенту. «В дальнейшем именно комплексность продукта будет все в большей степени определять привлекательность компании для потенциальных лизингополучателей», — прогнозирует начальник отдела экономики и финансов ОАО «Лизинговая компания ‘‘КамАЗ’’» (Набережные Челны Андрей Гладков.

Однако как бы ни был адаптирован в своем регионе продавец лизинговых услуг и как бы ни старался предлагать лучшие условия, без надлежащего финансового обеспечения он не может рассчитывать на развитие, даже при наличии спроса на свой сервис. «В условиях нарастающей конкуренции и все большей оптимизации деятельности рассчитывать на успех компания может лишь в том случае, если ей удалось правильно выстроить систему своего финансирования», — подчеркивает заместитель генерального директора по анализу и стратегическому планированию «АК БАРС — Лизинг» (Казань Константин Колесник.

Понять друг друга

Основным источником денежных ресурсов ЛК сегодня является механизм банковского кредитования (61% (см. график). Обладая «живыми» деньгами, банки имеют возможность навязывать лизинговым компаниям свои условия сотрудничества. Такая специфика взаимоотношений продиктована тем, что ЛК часто выступают конкурентами кредитным организациям, а их финансовые услуги обладают рядом преимуществ перед банковским кредитованием (см. таблицу 1).

Практически все крупные банки имеют свои дочерние компании, специализирующиеся на оказании лизинговых услуг. Поэтому они заинтересованы в прочных отношениях лишь с кэптивными ЛК. «В результате лизинговые компании, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов сталкиваются с большими трудностями», — рассказывает журналу «Эксперт Волга» финансовый директор компании ООО «Каркаде» (Москва Алексей Смирнов.

Другая проблема этих взаимоотношений — отсутствие у кредитных организаций методик оценки ЛК как потенциальных заемщиков с учетом специфики их деятельности. «Дисконты, применяемые банками при оценке стоимости предмета залога, настолько высоки, что позволяют профинансировать проект не более чем на 65—70 процентов, — рассказывает Ильдар Сагиров. — Кроме того, до момента поставки оборудования компания не имеет возможности использовать его в качестве предмета залога. А значит, ей приходится искать другие источники финансирования, чтобы покрыть разницу между его действительной и залоговой стоимостью».

Далеко не все банки ясно представляют себе всю совокупность правоотношений, возникающих при кредитовании ЛК под залог предметов лизинга. Отсюда некоторые дополнительные требования при предоставлении документов для получения кредита. Но главная проблема — скорость рассмотрения и прохождения этих бумаг до поступления денег на расчетный счет. Директор ЗАО «Самарская лизинговая компания» Виктор Платчихин так комментирует этот момент: «Сделки стоимостью от полутора до пяти миллионов рублей должны рассматриваться в максимально короткие сроки. При таких объемах финансирования банкам нет необходимости интересоваться крепостью бизнес-проектов. Здесь куда важнее иметь информацию об опыте и репутации лизинговой компании. Крупные проекты требуют, конечно, большего внимания, но основную массу заявок составляют именно небольшие».

Удачная конъюнктура и растущий спрос на лизинговые услуги позволили многим ЛК увеличить за последние годы свой собственный капитал и стать более надежными дебиторами. Тем не менее зависимость от одного источника финансирования часто сдерживает развитие этого молодого сектора. Выход — диверсификация привлекаемых средств. И тут есть определенный потенциал для лизинговых компаний.

Где взять денег?

Одним из источников финансирования лизинговых операций являются коммерческие кредиты — предоставление рассрочки платежа производителем или поставщиком оборудования. Для того и другого это возможность не только гарантированно реализовать продукцию, но и расширить присутствие на рынке. Однако, как отмечают ЛК, коммерческие кредиты им предоставляются на короткий срок, несопоставимый со сроками лизинговых сделок.

Сложности с реализацией специфического оборудования вынуждают его производителей идти на уступки ЛК, с которыми заключаются договоры. Но в дальнейшем эти не очень ликвидные предметы лизинга приходится закладывать с большим дисконтом, снижая тем самым долю банковского финансирования. Правда, проблема смягчается тем, что по таким видам оборудования имеется больше возможностей получить коммерческие кредиты поставщиков, чем для высоколиквидного товара. «Чем ниже ликвидность оборудования, предоставляемого компанией в лизинг, тем больший объем собственных средств или иных беззалоговых инструментов финансирования она должна привлекать», — отмечает Ильдар Сагиров из «Ярфинвеста».

Альтернативным способом финансирования выступает эмиссия облигаций. Преимущества этого инструмента перед банковским кредитом — фиксированный размер процентной ставки и возможность привлечения большего количества инвесторов. Кроме того, компания приобретает статус публичной и нарабатывает хорошую кредитную историю. Недостатки — сложная процедура подготовки документов и регистрации эмиссии.

Для удачного размещения облигаций компании необходима общественная известность, иначе стоимость привлечения финансов может оказаться дороже запланированной. Наличие публичной кредитной истории позволяет рассчитывать на снижение процентных ставок заимствования и дает возможность значительно расширить базу кредиторов.

Размещение облигаций почти гарантирует компании новые проекты и договоры, а в дальнейшем и выход на качественно новый уровень заимствований, в том числе иностранного капитала.

Одним из камней преткновения на пути потенциального эмитента, решившего выйти на фондовый рынок, является размер эмиссии: чем он больше, тем выгоднее. Размещение облигационного займа становится оправданным по стоимости и трудозатратам при объеме заимствований не менее 300 млн рублей. Облигации будут куплены при условии, что номинал эмиссии не превышает 20% от объема годовой выручки эмитента и его поручителей. При этом привлечение средств становится целесообразным, если совокупные расходы на организацию выпуска и его обслуживание не будут превышать ставку банковского кредита.

Однако мало кто из поволжских ЛК способен сегодня на облигационный заем — не те масштабы. Вариантом решения проблемы может стать кооперация для осуществления эмиссии. Примером удачной реализации подобного проекта является региональная ЛК «ОАО ‘‘Муниципальная инвестиционная компания’’» (МИК, Краснодар). В 2004 году эта компания (ее выручка за год не превышала 250 млн рублей скооперировалась с одним из своих крупнейших лизингополучателей — группой «Автобан». Результатом совместных усилий стало создание общего эмитента — ООО «Автобан-Инвест», целью которого по уставным документам является привлечение денег с фондового рынка. Причем за этого эмитента поручилось несколько предприятий: ОАО «Автобан», ООО «Автобан-Мост», ООО «Автобан-Строй», ОАО «МИК» и ЗАО «Инко-АМД», совокупная выручка которых превысила 1,5 млрд рублей. Размещение облигационного займа на сумму 250 млн рублей позволило ОАО «МИК» резко увеличить объемы заключаемых договоров и привлеченных кредитных ресурсов. В течение 2005 года лимит кредитования для МИК только у СБ РФ был увеличен с 70 до 600 млн рублей. Каждый привлеченный от облигационного займа рубль позволил получить столько же не обремененного залогом либо прочими обязательствами залогового имущества. Несмотря на сложную структуру организации займа, опыт оказался успешным: весь заем был размещен и обращается на ММВБ по цене выше номинала.

К более доступным источникам финансирования для региональных ЛК на данном этапе развития относятся векселя. К преимуществам их выпуска относятся: отсутствие залога (позволяет сохранять независимость от кредитора), простота процедуры, возможность обойтись без регистрации. Так, «АК БАРС — Лизинг» в этом году планирует запуск вексельной программы. «Тем самым мы не только привлечем дополнительные финансовые ресурсы, но и начнем формировать кредитную историю на долговом рынке России, а она нам нужна для осуществления через два — два с половиной года собственной облигационной программы. Заботясь о диверсификации источников финансирования, компания планирует в этом году переход на составление отчетности по МСФО», — сообщил журналу «Эксперт Волга» Константин Колесник.

В отличие от региональных ЛК их федеральные конкуренты, представленные филиальными сетями, имеют больше возможностей в привлечении денежных ресурсов. Так, ряд лизинговых компаний (например, «Балтийский лизинг», «Европлан»), представленных на территории Поволжья, активно использует и международные займы. В 2006 году компания Europlan заключила две крупнейшие для российского рынка лизинга сделки. В начале прошлого года была заключена сделка по привлечению долгосрочного международного синдицированного кредита в размере 40 млн долларов, организатором которого выступил ЕБРР. А в июле 2006 года корпорация зарубежных инвестиций США предоставила этой лизинговой компании восьмилетнее финансирование в объеме 100 млн долларов. Получив в 2002 году кредит МФК (Международной финансовой корпорации — группы Всемирного банка), ЛК «Балтийский лизинг» теперь использует различные схемы по привлечению международных ресурсов. «Например, при работе с иностранными поставщиками оборудования наша компания практикует такой механизм финансирования, как получение отсрочки по оплате оборудования. В истории компании есть целый ряд сделок по поставке оборудования с отсрочкой оплаты от одного до двух лет», — рассказывает генеральный директор компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов.

Получить финансирование из-за рубежа лизинговым компаниям гораздо сложнее. Но дополнительные хлопоты себя вполне оправдывают: в результате ЛК получают ряд конкурентных преимуществ (см. таблицу 2). Однако для большинства региональных компаний этот способ привлечения денежных средств — пока лишь отдаленная перспектива.

Дружить со многими

Динамичное развитие рынка лизинговых услуг уже сказалось на доходах поволжских ЛК. Они получают прибыль и за счет ее капитализации, увеличивают собственные средства. Это хорошая тенденция. Но этого ресурса явно недостаточно для победы в конкурентной борьбе даже при постоянно растущем спросе на лизинговые услуги.

Поволжским ЛК, у которых пока нет возможности выйти на открытый рынок, нужно увеличивать число банков-контрагентов, что позволит им снизить риски, связанные с финансовой зависимостью. Впрочем, это стоит делать и другим ЛК, не входящим в финансово-промышленные группы и не аффилированным с каким-либо банком.

Особый интерес лизингодатели должны представлять для региональных кредитных организаций. Как правило, они не имеют своих дочерних ЛК, и такое сотрудничество позволяет им лучше узнать специфику этого вида деятельности. Накопив достаточно информации, местный банк сможет открыть свою лизинговую компанию и успешно продвигать ее на явно перспективном рынке.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.