11 апреля 2007 г.
Хроническая задолженность муниципальных тепловых сетей стала основным поводом для передачи их на баланс или в управление генерирующим компаниям. Но власти крупных городов не хотят без боя отдавать то, что приносит им миллионы. В середине декабря 2006 года мэр Тольятти Николай Уткин подписал постановление о ликвидации муниципального учреждения (МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи Тольятти». Департамент выступал как единый заказчик поставок электро— и теплоснабжения потребителям Центрального района города. Однако о его ликвидации стало известно только месяц спустя, когда МУ «Департамент ЭЖКХиС» уведомило «Волжскую ТГК» (ВоТГК об одностороннем расторжении с 1 января договоров на поставку теплоэнергии. Причем, разрывая соглашение с энергокомпанией, муниципалитет не заключил с ней новое. А законодательство запрещает энергетикам осуществлять отпуск тепла без договора. Новым поставщиком тепла населению Центрального района теперь будет выступать МУП «ПО КХ».
Сейчас ВоТГК пытается вернуть контроль над потребителями, но обращения в суд еще не последовало. Ситуация усугубляется тем, что ликвидированное МУ осталось должно энергетикам около 80 млн рублей. Возможно, этот факт позволит ВоТГК отыграть ситуацию в свою пользу, а в дальнейшем — попытаться получить в аренду или собственность сами теплосети. Правда, здесь ей придется столкнуться с компанией «Тевис» («дочкой» АвтоВАЗа), которая обслуживает Автозаводский район Тольятти и надеется на расширение своих «владений».
Копили постепенно
Долги муниципальных теплосетей уже стали привычным основанием для передачи их генерирующим компаниям. Основная задолженность стала образовываться еще с 1998 года, после дефолта, с тех пор нарастая как снежный ком. В Поволжье максимум неплатежей достигнут в Ульяновске: к 1 января 2007 года долг основных перепродавцов тепла — МУП «Теплоком» и МУП «Городской теплосервис» — увеличился до 2,5 млрд рублей. Из них 186 млн накопилось за 2006 год. После вмешательства и финансовой помощи областных властей основная часть долга была погашена. А в конце марта 2006 года руководители Ульянов-ской области, самого Ульяновска и Волжской ТГК подписали совместный протокол, по которому генерирующая компания должна была с апреля 2006 года взять в аренду на 11 месяцев коммунальные тепловые сети «Теплокома» и «Городского теплосервиса». При этом контрольные функции сохранялись за муниципалитетом. Дальнейшую схему работы предлагалось выстроить после окончания срока аренды. Однако вскоре переговоры о передаче сетей «Теплокома» и «Городского теплосервиса» были прекращены.
Не ожидавшие такого поворота событий региональные энергетики предприняли ответный ход лишь спустя несколько месяцев: в январе ВоТГК подала в арбитражный суд заявление о признании ульяновских должников банкротами. Представители МУПов, в свою очередь, заявляют, что диалог с ВоТГК не прерывали.
Аналитики инвестиционной компании «Финам» объясняют ситуацию попыткой муниципалитета выиграть время. Хотя сумма долга в 2 млрд рублей для ульяновских властей вряд ли окажется посильной.
В случае выигрыша дела региональными энергетиками городские теплосети, скорее всего, перейдут в собственность ВоТГК. Такой пример для Поволжья станет первым, но, полагают аналитики, в дальнейшем далеко не единственным. Как отмечает руководитель пресс-службы ВоТГК Евгений Корнилов, задолженность периодически появляется то тут, то там: «Везде она разная и формируется по разным причинам. Главное, чтобы сумма долга не превышала двух месячных платежей. Это критическая отметка, потому что после этого мы по закону имеем полное право отключить должника. В Поволжье долг таких размеров есть только в Ульяновске».
Между тем, как отмечает эксперт Института экономики города Игорь Колесников, выручки от продажи имущества перепродавцов тепла вряд ли хватит, чтобы покрыть долги перед региональными энергетиками. К тому же процедура банкрот-ства может быть затруднена тем, что часть теплотрасс, эксплуатирующихся МУП, не значится в реестре городского имущества.
Отдать — не отдать?
Однако есть примеры, когда муниципалитеты спокойно расстаются с теплосетями, передавая их в пользование генерирующим компаниям. Кто-то — из-за высокой изношенности теплосетей, кто-то — в расчете на снижение тарифов и нагрузки на бюджет, избавления от многолетних долгов. Так, в течение 2005−2006 годов ВоТГК получила в безвозмездное пользование 237,2 км квартальных сетей в Балаково и 177 котельных в Саратовской области. Оренбургская ТГК, входящая в зону ответственности этой компании, в 2005 году вложила в модернизацию теплосетей около 250 млн рублей. С начала 2007 года ВоТГК будет передано в аренду 900 км сетей и 75 муниципальных котельных в Оренбурге и Медногорске. У ТГК-5 (в Поволжье зона действия: Кировская область, Чувашия, Марий Эл и ТГК-6 (Нижегородская область, Мордовия нет собственных городских теплосетей. Но есть сети, переданные в долгосрочную аренду: Вятская энерготепловая компания, Саранские и Пензенские муниципальные теплосети. Кроме того, примеры содержания городских теплосетей в собственности ТГК можно найти в других регионах, Брянской, Рязанской и Архангельской областях.
Суммы, собираемые с потребителей услуг ЖКХ в городах, огромны, и такой лакомый кусок выпускать из рук муниципальным властям не хочется. Но нужно понимать, что теплосети, изношенность которых и без того высока, совсем скоро придут в негодность. Избежать этого можно лишь привлекая специалистов и увеличивая расходы на содержание и развитие сетей — за счет средств бюджета или бизнеса. Вопрос урегулирования многолетних долгов перед энергетиками необходимо решать как можно скорее, иначе конфликты, подобные ульяновскому, так и будут сотрясать города Поволжья.