Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Кто на маленького?

11 апреля 2007 г.

Конкурентоспособность поволжских банков в среднесрочной перспективе зависит от успешности их работы в сегменте кредитования малого бизнеса. При определении географического направления своих усилий им стоит обратить внимание на те регионы, которые по уровню социальноэкономического развития отнюдь не являются лидерами. Конкуренция процентных ставок и других количественных параметров кредитования малого бизнеса, по-видимому, исчерпывает себя. В этой связи рост этого рынка будет происходить в основном за счет расширения банковских филиальных сетей и адаптации продуктовой линейки к потребностям небольших компаний. Так, в 2006 году число специализированных программ, предлагаемых поволжскими банками предприятиям малого бизнеса, по нашим подсчетам, в среднем увеличилось с двух-трех до шести. Вырос и объем выданных ими кредитов (у крупнейшего оператора этого рынка, каковым является Сбербанк России, согласно нашей оценке, почти на 40%), и максимальная сумма кредита (до 55 млн рублей), и срок кредитования (до семи лет).

В тройке лидеров

В общем объеме кредитования (и в России, и в ПФО малый бизнес занимает третье место (после корпоративного и розничного кредитования). Но для региональных банков этот сегмент жизненно важен: за счет него они могут отстаивать свои позиции в нарастающей конкуренции с нерезидентами. Крупные заемщики уже давно поделены, причем с большим участием федеральных и зарубежных банков, а для компаний малого бизнеса особенно важны клиентоориентированный подход и гибкая процедура кредитования — как раз те качества, которые в большей степени свойственны местным банкам. К тому же они гораздо более приспособлены к выдаче небольших — объемом от 300−500 тыс. до 1−2 млн рублей — кредитов, наиболее востребованных поволжскими предпринимателями.

Усилия банков по адаптации к особенностям малого бизнеса не остаются без достойного вознаграждения: если крупные предприятия кредитуются под 10−12% годовых, то небольшие компании готовы брать и под 18−25%.

Растущий интерес банкиров к малому бизнесу объясняется и емкостью рынка: по оценке Минэкономразвития РФ, потребность небольших предприятий в кредитных ресурсах сегодня удовлетворена не более чем на 15−20%. Этот вывод подтверждают результаты социологических исследований (см. таблицу 1): главным препятствием для своего развития мини-компании считают дефицит финансирования.

Вместе с тем доля малых предприятий, использующих банковский кредит в качестве источника финансирования, составляет всего 16% (см. график 1), а основная их часть рассчитывает на собственные ресурсы — во многом из-за того, что процедуры, принятые при рассмотрении кредитных заявок, требуют раскрытия той информации, которую в небольшом бизнесе принято считать конфиденциальной.

Темная лошадка

Недостаточная, с точки зрения стандартных подходов к кредитованию, прозрачность компаний малого бизнеса и отсутствие у них залогового обеспечения требуют особого подхода к данной группе клиентов. За основу тут обычно берутся технологии Европейского банка реконструкции и развития. Речь идет, в частности, об использовании при анализе кредитных заявок не финансовой, а управленческой отчетности (по сути дела, истории ведения бизнеса).

Однако вновь созданным предприятиям, не имеющим пока такой истории, получить заем проблематично. К тому же региональные банки, как правило, не занимаются проектным финансированием и инвестиционным кредитованием под бизнес-план, и исключения здесь очень редки (одним из них является, например, казанский банк «Ак Барс»). Но сегодня банки идут навстречу проблемам малого бизнеса и оказывают услуги по оформлению необходимой документации.

Не вполне адекватными возможностям малых компаний можно назвать предпочтения банков в отношении залогового обеспечения — на первых ролях здесь объекты недвижимости и транспортные средства, тогда как их приобретение весьма проблематично для таких клиентов (см. таблицу 2). Кроме того, в российском законодательстве отсут-ствует институт госрегистрации залога движимого имущества, поэтому малый бизнес еще более ограничен во взаимоотношениях с кредитными учреждениями. Серьезным препятствием в его кредитовании является также нерешенность целого ряда правовых проблем. Так, заданная в нормативных документах Центробанка система оценки финансовой состоятельности средних и малых предприятий не дифференцирована, и банки идут навстречу своим клиентам, оказывая услуги по оформлению необходимой документации.

Рука государства

Помочь малому бизнесу пытается государство. Этой цели служит, в частности, программа поддержки субъектов малого предпринимательства, агентом которой выступает Сбербанк. В рамках программы создаются специализированные центры, где реализуется клиентоориентированный подход к обслуживанию малых компаний. Они получают пакет услуг, включающий кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, прием платежей, поддержку пластиковых карт, консультирование по вопросам кредитования и обслуживания. Кроме того, подобные центры служат источниками актуальной для малых компаний информации по налогообложению и бухучету, а также местом проведения семинаров и консультаций.

Судя по информации, предоставленной журналу «Эксперт Волга» Поволжским банком Сбербанка России, эффективность его работы с подобными клиентами весьма высока. Так, остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным предпринимателям макрорегиона, по итогам 9 месяцев 2006 года составил 19,9 млрд рублей против 14,8 млрд в 2005−м, то есть прирост составил более 34%. При этом наиболее востребованными стали кредиты со сроком полгода и год: их доля в общем портфеле банка составляет около 45% (см. график 2).

Для удовлетворения текущих кредитных потребностей малого бизнеса этого, может быть, и достаточно. Но в среднесрочной перспективе — нет. Тем более что, несмотря на господдержку, условия для его развития в поволжских регионах, особенно лидирующих по основным макроэкономическим показателям, оставляют желать лучшего (см. таблицу 3). Это можно объяснить высокой насыщенностью регионов-лидеров средними и крупными компаниями, что ограничивает доступ малых предприятий к различного рода ресурсам. В менее развитых регионах Поволжья таких ограничений нет.

Ольга ДМИТРИЕВА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.