Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

С акцентом на спецпрограммы

11 апреля 2007 г.

Привлекательность автокредитования — одного из наименее рисковых вариантов размещения финансовых ресурсов — растет. Чтобы улучшить свои конкурентные позиции на этом рынке, крупные кредитные организации в альянсе с производителями и продавцами автомобилей запускают специальные промопрограммы. Продукт такого рода под силу лишь отдельным региональным банкам. С 1 февраля этого года Ford Motor Company и «Русфинанс банк» со штаб-квартирой в Самаре запускают совместную региональную программу выдачи кредитов на приобретение новых автомобилей Ford, Volvo, Land Rover и Jaguar. Заем, максимальная сумма которого не ограничена, выдается на срок до пяти лет и оформляется за один рабочий день, при этом соотношение соб-ственных и заемных средств составляет один к девяти. В качестве главного преимущества данного продукта рекламируется «специальная цена» (кредитная ставка в долларах — 11%, в рублях — 13−15,5%), которая хотя и смотрится выше среднерыночной, но включает практически все комиссии.

Абсолютное большинство подобных спецпрограмм нацелено на стимулирование сбыта брэндовых (в основном новых иномарок и поддерживается зарегистрированными в России банками с иностранным участием. Интерес к продвижению нового продукта в «глубинку» становится понятным, если учесть, что, по оценкам банковских аналитиков, спрос на авто-кредиты в регионах удовлетворен не более чем на 40%.

Есть куда расти

По словам исполнительного директора исследовательской компании Discovery Research Group (Москва Ильи Ломакина, если сейчас в кредит россияне приобретают каждый третий автомобиль, то в ближайшем будущем эта доля превысит половину от всех продаж. Причем настоящий бум автокредитования еще впереди: в Западной Европе такая форма покупки распространяется на 60% автомобилей, а в США — более чем на 80%.

Высокие темпы роста демонстрирует автокредитование и в поволжских регионах. По некоторым данным, за последние два года объем данного рынка в Самарской области вырос почти в два раза. В феврале 2007 года банк «ВТБ24» совместно с автосалонами «АвиАвто» (Subaru и «Арго» (Hyundai запускает в Самаре промоакцию. В ее рамках кредитная ставка в рублях будет снижена на 1−1,5% (до 11−16%), а срок займа будет увеличен до 7 лет, сообщила журналу «Эксперт Волга» начальник отдела автокредитования местного филиала «ВТБ24» Наталья Ильченко. Директор самарского филиала финансовой группы «УралСиб» Вячеслав Галочкин прогнозирует, что в ближайшее время заметную часть рынка займут иностранные банки, «которые уже сегодня играют важную роль за счет программ, реализуемых совместно с западными автомобильными гигантами».

Выгодны для всех и для каждого

Ведущей тенденцией поволжского рынка автокредитования является смягчение условий: растет доля займов с низким или нулевым первым взносом, увеличиваются сроки кредитования. Однако хитом этого рынка стали спецпрограммы, которые ощутимо выгоднее стандартных. Хотя при этом к заемщику предъявляется меньше требований, он, к примеру, пользуется пониженной процентной ставкой, удешевленной страховкой и вносит меньший первый взнос. «Спецпрограммы позволяют удовлетворить практически любое желание клиента. Это похоже на супермаркет: пришел и выбрал то, что подходит именно тебе», — отмечает генеральный управляющий по розничным услугам и продуктам Московского международного банка (ММБ, Москва Алексей Аксенов. По его словам, уже сейчас в ММБ до 80% продаж автокредитов приходится на долю спецпрограмм, и в будущем они «продолжат набирать популярность».

Для банков такой вид размещения ресурсов привлекателен, прежде всего, наличием ликвидного залога в виде реального автомобиля. Их заемщики рады получить качественную машину по выгодной — специальной — цене. А автопроизводителям, автодилерам и автосалонам спецпрограммы интересны в качестве инструмента маркетингового продвижения. Однако есть и те, кому экспансия спецпрограмм приносит реальные убытки. Страдают операторы рынка автокредитования, оставшиеся «вне игры» — у них безальтернативно отбирают клиентов. Такого рода давление усиливается за счет нового тренда: на отечественный рынок автокредитования выходят финансовые подразделения транснациональных автоконцернов.

Открытие в России собственных банков рассматривают BMW, Daimler-Chrysler и Toyota Motor Corporation. Так, в конце 2006 года стало известно, что структура японского автогиганта — Toyota Creditbank — завершает подготовку к получению российской банковской лицензии, после чего обяжет всех официальных дилеров Toyota работать с покупателями только через свою «дочку» (сейчас в сфере автокредитования Toyota сотрудничает с «Райффазенбанком»). По оценкам экспертов, это обойдется российским «автокредитным» банкам потерей более чем 1 млрд долларов. Причем эта цифра, скорее всего, увеличится с вводом в эксплуатацию (в конце 2007 года сборочного завода Toyota в Санкт-Петербурге.

Использовать спецпрограммы для продвижения иномарок, собираемых внутри России, наверняка станут и другие крупные автопроизводители. Не все из них готовы открывать в нашей стране собственные кредитные учреждения, но у большинства концернов давно существуют партнерские отношения с инобанками, присутствующими на российском рынке. Так, Volkswagen Group работает с Societe Generale Bank, а Ford и Renault-Nissan с ММБ. Причем по соглашению ММБ с Renault Credit International Banque (официальным банком альянса ставки по автокредитам опускались до 2,9% годовых, что на 6−7% ниже, чем в среднем по рынку.

Вокруг АвтоВАЗа

Единственным отечественным автопроизводителем, способным участвовать в спецпрограммах, является тольяттинский АвтоВАЗ. Одна из таких программ с конца ноября 2006 года реализуется в партнер-стве с «Банком Москвы». Она развернута в салонах официальных дилеров совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» и предусматривает пониженные ставки по кредиту и страхованию. Ее главная цель — увеличение сбыта: за девять месяцев 2006 года было продано всего около 700 автомобилей Chevrolet-Viva (на 57% меньше, чем за аналогичный период 2005 года и 29,4 тыс. машин Chevrolet-Niva (в этом сегменте спад составил почти 11%). При наличии справки 2НДФЛ, подтверждающей доход заемщика, ставка по валютному займу составляет 9 или 10% (при сроке кредитования от полугода до двух лет и 10 или 11% (при сроке от двух до пяти лет). По рублевым кредитам ставки установлены на уровне 11 или 12% и 12 или 13% соответственно. Первоначальный взнос может быть нулевым, а единственная комиссия — в размере 150 долларов — взимается независимо от условий кредитного договора.

Оценивать результативность данной программы пока еще рано, заявил журналу «Эксперт Волга» управляющий самарским филиалом «Банка Москвы» Юрий Кофанов. По его словам, на март 2007 года запланирована рекламная кампания спецпродукта. Стимулировать его продвижение будет также намеченное на апрель 2007 года открытие филиала «Банка Москвы» в Тольятти, где интерес к автомобилям «GM-АвтоВАЗа» традиционно выше, чем где бы то ни было.

Самостоятельные спецпрограммы АвтоВАЗ развивает, используя в качестве партнера и агента свою стопроцентную «дочку» — тольяттинский «Автомобильный банкирский дом» (АБД). Специальные предложения АБД действуют уже четыре года. Официальным дилерам и предприятиям сервисно-сбытовой сети (ССС ОАО «АвтоВАЗ» банк предоставляет займы на оплату договоров поставки автомобилей и долгосрочные инвестиционные кредиты на развитие, а для поддержки региональных продаж развивает программу кредитования покупателей. По аналогичной системе работают такие корпорации, как Ford (Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors (G-MAC). Важнейшими преимуществами своих программ в АБД считают удобную схему купли-продажи-кредитования (все три варианта обслуживания сосредоточены в помещении предприятия ССС), а также оформление документов по принципу «одного окна». Условия выдачи кредита нацелены на граждан с постоянным ежемесячным доходом от 5 до 15 тыс. рублей, не имеющих больших накоплений.

За прошедший год АБД предоставил около 19 тыс. автокредитов на сумму более 3,7 млрд рублей, из нее почти четверть — в регионах Поволжья. На 1 января 2007 года весь автокредитный портфель АБД составлял 4,7 млрд рублей (на 42% больше, чем на 1 января 2006 года), из них на Поволжье приходилось 1,1 млрд. Об эффективности своих спецпредложений банк предлагает судить еще и по тому факту, что в отдельных регионах продажи увеличились на 20%, а соотношение тех, кто покупает автомобиль единовременно, и тех, кто приобретает его в кредит, составляет один к четырем. Как заявила журналу «Эксперт Волга» начальник управления кредитования региональной сети АБД Анна Самородина, потребителями автокредитных продуктов банка уже стали более 35 тыс. человек, проживающих почти в 100 населенных пунктах 36 регионов страны. Наибольшее количество клиентов сосредоточено на Урале и в Поволжье, в частности, в Самарской области и в республиках Татарстан, Чувашия, Удмуртия и Марий Эл.

Помимо постоянно действующих спецпрограмм, АБД практикует отдельные акции, в том числе сезонного характера. «Lada — в кредит» предусматривала снижение рублевой ставки с 20 до 18%, уменьшение первого взноса с 20 до 10% и увеличение срока кредита до пяти лет. «Невиданная возможность», реализованная в течение двух последних месяцев 2006 года, — сокращенный список требуемых документов, а также отсутствие первоначального взноса. По словам г-жи Самородиной, эта акция дала увеличение объема выданных кредитов более чем на 40%. В развитие спецпрограмм автокредитования АБД намерен инвестировать средства, привлеченные с фондового рынка, для чего уже в 2007 году планируется выпустить облигационные и вексельные займы.

Шансы дает гибкость

В отличие от АБД, основная масса поволжских банков, включая самые крупные из них, должна быть серьезно озабочена перспективами работы на рынке автокредитования.

Многие эксперты (в их числе, например, гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников полагают, что развитие спецпрограмм от зарубежных банков вытеснит их российских коллег в нишу покупателей отечественных, китайских и корейских авто невысокого качества, а конкуренцию им составят западные компании, чьи финансовые подразделения еще не вышли на наш рынок. По оценке эксперта, эта ниша составляет не более 40% рынка автокредитования.

Впрочем, другие аналитики настроены более оптимистично: они уповают на то, что отечественные, в том числе региональные банки способны быть более гибкими кредиторами, чем нерезиденты. К примеру, специалист инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов отмечает, что финансовые подразделения мировых автоконцернов кредитуют, как правило, только перспективные модели, на которые делает ставку производитель, а не весь продуктовый ряд. Однако продажа таких моделей ограничена возможностями их импорта, а потому связана с дефицитом и очередями в год-два.

«Учитывая предпочтения клиентов и конъюнктуру рынка, мы постоянно совершен-ствуем качественные показатели кредитов, — рассказал журналу ‘‘Эксперт Волга’’ начальник управления развития розничного продуктового ряда казанского банка ‘‘Ак Барс’’ Эльдар Галеев. — Сроки кредитования растут, количество предоставляемых документов сокращается, увеличивается разнообразие программ». В настоящее время «Ак Барс» реализует четыре программы: помимо классической схемы, это «Экспресс-авто» (быстрое оформление кредита без посещения банка), «Доступное авто» с низкой процентной ставкой и «Любимый автомобиль» (приобретение новой машины иностранного, а с февраля 2007 года и отечественного производства с нулевым первоначальным взносом). Срок автокредитования в текущем году планируется увеличить до семи лет, кроме того, по словам г-на Галеева, его банк применяет гибкий подход к оценке платежеспособности клиентов: учитывается доход семьи от основного и дополнительного мест работы, минимизируется пакет документов, прилагающихся к кредитной заявке.

Еще один ресурс гибкости со стороны банков — предложение возможно более широкой линейки автомобилей (от относительно недорогих отечественных авто до брэндовых иномарок), для чего необходимо партнерство с крупными автодилерами и автосалонами. Эльдар Галеев сообщил, что на сегодняшний день только в Казани «Ак Барс» имеет соответствующие соглашения почти с 40 крупными автосалонами и с несколькими крупными дилерами.

Перспективы автокредитования в Поволжье Олег Скворцов, заместитель председателя правления московского «Абсолют банка», в ближайшее время открывающего филиалы в Самаре и Нижнем Новгороде, связывает с динамичным развитием ритейла в целом: за 2006 год по Приволжскому федеральному округу этот рынок вырос почти в два раза. Судя по всему, экспансия высококапитализированных московских и зарубежных банков в макрорегион будет только усиливаться. В связи с этим присутствие местных финансовых компаний на поволжском рынке автокредитования может сократиться до минимума и стать чисто номинальным блюдом в продуктовой линейке. Противопоставить этому тренду региональным банкам сегодня, по сути дела, нечего, кроме «фишки» в виде сверхлиберального подхода к заемщику: автокредиты по спецпрограммам зарубежного происхождения выдаются тем, кто может подтвердить свой доход официальными документами.

Саша ВОРОН

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.