11 апреля 2007 г.
Больной, подите вон!
Судя по бравым отчетам чиновников, в губернии с огромным успехом реализуется нацпроект «Здоровье». Но, как выяснил наш корреспондент, к самарским больным это не имеет отношения...
«Если я заболею, к врачам обращаться не стану», - очень по-российски сказал поэт. Врач отделен от больного таким частоколом инструкций и подзаконных актов, что они позволяют ему умыть руки и не нести ответственности даже в самом печальном из исходов его пренебрежения профессиональным долгом. Впрочем, слово «долг» для большинства самарских врачей звучит так архаично и неактуально, что упоминать его как-то неловко в контексте сегодняшних масштабных реформ и грандиозных нацпроектов.
Корреспондент «Пульса Поволжья» решил на себе проверить, легко ли стать пациентом и получить хотя бы общедоступное первичное медицинское обслуживание в рядовой самарской поликлинике. Оно гарантировано законодательством РФ обладателю российского гражданства и полиса обязательного медицинского страхования.
Пресловутая прописка
Вооруженный паспортом и листком полиса, корреспондент подошел к окошку регистратуры поликлиники № 13 Железнодорожного района Самары с просьбой поставить его на учет по месту жительства. Для чистоты эксперимента наш человек зарегистрирован был в другом районе. Этот фактор и послужил поводом для отказа в постановке на учет.
- Деньги за ваше обслуживание, как обладателя полиса ОМС, поступают в лечебное учреждение по месту прописки. Так что там и вставайте на учет, - говорит заведующая отделением Эмма Сыромятникова.
- Место жительства и место регистрации это одно и то же, - заявляет она в ответ на возражение, что по закону гражданин должен получать медицинские услуги по месту жительства. И замолчала, только тогда, когда поняла, что перед ней человек, который знает разницу между двумя понятиями. Было предложено идти к участковому врачу и улаживать вопрос с ней. То есть осуществление нашего конституционного права отдается на откуп одного человека.
Врач Инна Ветрова тоже отказалась обслуживать человека, не прописанного на ее участке, сославшись на то, что она и без того перегружена. И право на отказ она имеет. Другого исхода мы и не ждали. Пришлось, вернувшись к заведующей отделением, раскрыть карты и представиться. Тон и направление разговора сразу сменились.
- Принесите хоть какой-то документ, подтверждающий, что вы живете на нашей территории. Снимаете квартиру? Достаточно будет договора с хозяевами жилья.
Силовой прием
Получить право на услуги поликлиники по месту регистрации дело тоже непростое. Задача врача, как убеждает опыт, во что бы то ни стало послать человека куда подальше. В этом случае его посылают за флюорографией и противодифтерийной прививкой. Во-первых, за то и другое надо заплатить, и наличие у вас медицинской страховки при этом роли не играет. Во-вторых, мало ли какие у человека проблемы со здоровьем. Вдруг прививка ему противопоказана. Только какого врача это волнует!
- Да, по закону в поликлинике обязаны принимать на учет граждан без каких-либо оговорок, - говорит главный специалист управления здравоохранения Татьяна Савачаева. - Торг насчет предварительного обследования и прививок в этом случае не уместен. Но ведь и врачей понять надо. Они потом мучаются, понуждая своих пациентов сделать прививку или пройти диспансеризацию. Вот и вынуждены медики прибегать к «силовым» приемам.
Заместитель председателя Фонда обязательного медицинского страхования Самарской области Станислав Соколов тоже признает, что такое поведение работников здравоохранения является нарушением всех существующих законов. Ни в одном из нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений здравоохранения, нет подобных оговорок. Станислав Валерьевич предлагает отвергнутым пациентам в свою очередь тоже прибегать к силовому воздействию:
- Напишите нам заявление, в какой поликлинике и под каким предлогом вас отказались поставить на учет, и сотрудники Фонда, вмешавшись в конфликт, защитят ваши законные права.
Все лучшее - детям?
У 12-летнего Леонида поднялась температура. Вызывать врача пошел его дедушка. Вызова не приняли, у деда на руках не оказалось страховки, хотя мальчик давно числится в детской поликлинике № 1 при ГБ № 6. Вернулся дед с полисом ребенка через час - да поздно: прием вызовов закончился.
- Приводите ребенка в поликлинику после обеда, - сказали в регистратуре.
- У ребенка температура 38о! - возмутился дед.
- Ничем помочь не можем, - был ответ.
Напоив больного парацетамолом и снизив жар до 37о, притащили его в поликлинику. Очередь двигалась мучительно медленно. Но все же дошла, наконец, до деда с внуком.
- Не приму, - глянув на едва живого мальчишку, сказала женщина в белом халате. Назвать ее доктором язык не поворачивается. - Вы без талона.
Дед взорвался. Дошел до заведующего, кричал, шумел и только так добился приема.
- Визит в поликлинику и медицинская страховка нужны только для формального подтверждения того, что кто-то из нас болен - справки в школу или больничного листа, - объяснила мама мальчика. - Я давно уже стараюсь пользоваться услугами докторов, в чьей квалификации и добросовестности убеждена. Правда, это стоит денег...
Промедление смерти подобно
И уж совсем нам плохо, когда в течении хронической болезни наметилось обострение. В диагностический центр на улице Мяги каждый день с утра пораньше тянутся хворые самарцы со всех концов города. Многие по направлениям своих врачей, а значит, с правом бесплатного обслуживания, точнее, за деньги медицинской страховки.
Женщина в регистратуре держит в руках направление с перечнем видов обследования и анализов. И объясняет, когда больной сможет получить каждую из услуг.
- ЭКГ: запись на июнь. Но в конце мая позвоните. Бывает, что обследование переносится еще на неделю-другую. Биохимический анализ крови: не раньше, чем через две недели. УЗИ почек: через месяц. Но все равно накануне позвоните и узнайте, свободен ли кабинет.
Не помрет ли больной за это время? В очереди поговаривают, что месяц ожидания обследования - это еще по-божески. Случается ждать по два, по три месяца... если у больного нет денег. Кроме, разумеется, страховых.
Нацпроект «Здоровье» между тем шагает торжественным маршем по губернии. То и дело победно сообщается об очередном его успехе. Хотя средств на обеспечение минимальных гарантий по договору обязательного медицинского страхования по-прежнему не хватает. Финансовое их обеспечение составляет менее 3000 рублей в год на одного жителя губернии. Но дело даже не в деньгах. Они, судя по всему, есть и будут еще. Как этими деньгами разумно распорядиться? И как должна выглядеть реформа, которая наконец сделает врача врачом, а не мелким клерком, занятым больше бумагами, нежели больными?
Нацпроект, по свидетельству самих медиков, только добавил хлопот со всевозможными отчетами. И раньше у врача их было немало, а теперь он от бумаг головы не поднимает. Каждого больного в рамках нацпроекта следует «прогнать» через диспансеризацию. Всего-то на эти цели выделено в среднем по 500 рублей на человека. Врачу к зарплате от этой работы прибавка - копеечная. Вот и не заинтересован он в пациентах. Куда проще заработать деньги как-то иначе. Если, конечно, не попадаться. По свидетельству органов внутренних дел, более трети мелких взяточников в области составляют медицинские работники.
Мы же, как водится, к врачам обращаться не станем, ибо бесполезно. И будем лечиться водкой и аспирином, становясь посмешищем для всего просвещенного человечества и сокращая без того короткую свою жизнь. Самарские мужчины уже до пенсии не доживают, женщинам осталось их догнать...
Сайяра Дворцова
Анна Выголова