10 апреля 2007 г.
Мотор заглох
Определяем неисправность Перечень причин, по которым может заглохнуть в дороге двигатель, на первый взгляд неисчерпаем. Любой водитель скажет: «Да тут их могут быть тысячи!» И... ошибется. Причин плохой работы двигателя действительно много, причин же остановки значительно меньше.
Если машина остановилась «по собственной инициативе», то проверке подлежат системы зажигания и питания.
Искрит
или не искрит
Возьмите за правило проверить вначале цепь высокого напряжения (наличие искры на центральном высоковольтном проводе, ведущем от катушки зажигания к крышке прерывателя-распределителя. Посмотрите, плотно ли сидят концы провода в соответствующих гнездах. Утечку искры могут вызвать грязь, пыль или влага на проводе, соприкосновение его с тонкими проводами низкого напряжения, с кузовом или узлами автомобиля.
Проверку на искру нужно делать так: вынуть конец провода из крышки распределителя и, держа одной рукой на расстоянии 5 мм от «массы» (кузова автомобиля или двигателя), другой рукой включить стартер. Между концом высоковольтного провода и «массой» должна проскакивать хорошо заметная голубая искра.
Для автомобилей с бесконтактной (коммутаторной системой зажигания такой способ применять не рекомендуется. В этом случае попробуйте заменить центральный провод одним из свечных и включите стартер. Если двигатель завелся, значит причина неисправности в центральном высоковольтном проводе.
Путь тока высокого напряжения от центрального провода к свечам могут прервать сильно загрязненная как снаружи, так и изнутри крышка распределителя, сломанный или стертый контактный уголек, трещины и прогары в крышке или «бегунке». Если же отсутствует низкое напряжение (нет искры на центральном проводе), проверьте контакты прерывателя. Они могут быть сильно загрязненными, подгоревшими или вовсе застывшими в одном (замкнутом или разомкнутом положении. Грязь и нагар очистите кусочком наждачной бумаги, надфилем или просто ножом, замыкание-размыкание восстановите вращением регулировочного винта.
Состояние контактов прерывателя следует регулярно контролировать и при необходимости заменять всю контактную группу.
Система питания
Восстановив искру, но так и не запустив двигатель, обратимся к системе питания. Препятствием на пути топлива может стать фильтр тонкой очистки бензина. Удалив загрязненный фильтр из системы, можно проехать несколько десятков километров и без него, однако при первой же возможности необходимо установить новый.
Редкая неисправность – заклинивание клапана бензонасоса в вертикальном положении – устраняется тонкой отверткой или спичкой. Со временем теряют упругость и пружинки клапанов. Если заметите ухудшение подачи топлива, замените диафрагмы, клапаны и пружины или весь бензонасос целиком.
Добравшись до карбюратора, если у вас соответствующий двигатель, проверим для начала чистоту сеточки-фильтра у входного штуцера. Затем – поплавковый механизм. Заедание поплавка или наполнение его бензином может привести к зависанию запорной иглы в нижнем положении. В результате произойдет переполнение карбюратора топливом и переобогащение смеси, подаваемой в цилиндры. Черный дым и «выстрелы» из глушителя – характерные приметы переобогащенной смеси.
Если засорены не воздушные, а топливные жиклеры карбюратора, смесь, подаваемая в цилиндры, обедняется, горит медленно, слышатся «хлопки» под крышкой воздушного фильтра. Если запорная игла поплавковой камеры залипнет в перекрываемом ею отверстии и подача бензина прекратится, двигатель остановится. Обнаружив эту неисправность, постарайтесь не повредить иглу при очистке от смолистых отложений. Лучше вывернуть узел целиком и продуть шинным насосом или прочистить остро отточенной спичкой (проверив затем, подвижна ли игла).
На внедорожнике по бездорожью
Внедорожники имеют больший дорожный просвет (клиренс по сравнению с легковыми автомобилями. Это увеличивает их проходимость и дает возможность двигаться вне дорог. Но приемы управления автомобилем вне дорог, по пересеченной местности, в значительной степени отличаются от приемов управления при движении по обычным дорогам.
Режим 4LO рекомендуется использовать, когда необходимо увеличить тягово-сцепные характеристики автомобиля. Включайте его при преодолении крутого подъема, а также при движении на спуске, когда необходимо поддерживать низкую скорость. Для увеличения устойчивости движения автомобиля включайте этот режим на скользких дорогах или при движении по сильнопересеченной местности. Режим 4LO рекомендуется включать во время дождя, при движении по грязи, песку, обледенелым или заснеженным дорогам, или когда включение полного привода колес на высшей ступени в раздаточной коробке не дает необходимой суммарной силы сцепления на колесах.
При движении загруженного автомобиля по глубокому снегу или когда необходимо повышенное сцепление колес с дорогой вы можете включить пониженную передачу в автоматической коробке передач и перевести рычаг раздаточной коробки в положение 4LO.
• Не включайте пониженную передачу в автоматической коробке передач, когда необходимо поддерживать довольно высокую скорость движения. Значительное увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя может привести к буксованию колес и потере устойчивости движения автомобиля.
• Не включайте пониженную передачу в автоматической коробке передач при движении по обледенелым или скользким дорогам, так как торможение двигателем может вызвать проскальзывание колес и, как следствие, потерю контроля над автомобилем.
Ключ на спирт
Западные автопроизводители решили вести борьбу с любителями выпить за рулем с помощью новой опции AlcoKey. Новинка представляет собой традиционный автомобильный ключ со встроенным алкотестером.
Пока водитель не дунет в «ключ», автомобиль не заведется. Проведя исследование, AlcoKey отправляет радиосигнал имобилайзеру, и если тест на алкоголь отрицательный – автомобиль заводится. Если водитель выпил и уровень алкоголя в крови высок, то автомобиль так и останется без движения.
Стоимость такой опции составит примерно 300 долларов. Правда, в России подобное устройство вряд ли будет пользоваться популярностью.
Екатерина КИТОВА