10 апреля 2007 г.
Детки в клетке
Кинозвезда-Серега подчинил себе гордую Майю: у хищной пары родилась двойня
В январе в парке Победы случилось чудо: медведица Майя - любимица самарской детворы - в неволе родила двоих медвежат.
Отец мохнатого семейства - настоящая кинозвезда, он снялся в фильме «Медвежий поцелуй» вместе с Сергеем Бодровым- младшим.
Яблочная страсть
- Бурая медведица Майя родилась в 1980 году, - рассказывает главный администратор самарского зооцирка Людмила Емшевская. - Она - артистка цирка «на пенсии». Медведь Сережа жил в соседнем вольере. В прошлое лето в Самаре был богатый урожай яблок, жители несли их нам мешками. Я вот думаю, уж не с яблок ли такая страсть случилась? Когда между медведями происходили любовные игрища - казалось, клетка развалится: так они бурно выражали радость. Период ухаживаний у зверей таков: медведь должен завоевать самку, а Майка сначала не соглашалась, однажды даже исцарапала морду Сереге. Но медведь все-таки сломил характер Майи, и она покорилась судьбе.
Медведицу поливали водой
Почувствовав свою беременность, медведица стала агрессивной с Серегой, пару расселили. А бедный самец тосковал: встанет, упрется мордой в клетку любимой и горестно сопит... Девять месяцев Майя вынашивала потомство.
- Какая она была потрясающая беременная медведица! - продолжает Людмила. - Стала круглая, как шар, жир отложился даже на загривке, все лето мы поливали ее водой, Майе доставались все лакомые кусочки. К осени Майка перестала прыгать, больше спала. Но в спячку, как в берлоге, мы не даем впасть нашим питомцам. Слишком холодно... Мы расталкиваем медведей, кормим медом, сгущенкой, даем горячий кагор.
Берложка
с бортиком
Чтобы медведица соорудила себе ложе для родов, служащие зооцирка предложили Майе много сена да старый матрац. И мудрая медведица распотрошила его, перемешала с сеном и из этого месива выложила круглую берложку с бортиком...
Майя родила сама. После родов вольер сразу закрыли козырьком, чтобы посетители не смущали мамашу с потомством. Детеныши появились на свет совершенно голыми весом - 200 граммов каждый.
- Прошла всего неделя, как мы открыли клетку, - рассказывает Людмила, - сначала даже не знали, сколько медвежат родилось, слышно было только писк, похожий на поросячий. Пищу Майе придвигали на лотке. Когда были морозные дни, медведица согревала свое потомство на животе: усядется на задние лапы, поместит детенышей себе на живот, накроет грудью и передними лапами - это было трогательное зрелище - ведь самой ей приходилось сидеть в неудобной позе.
Будущие звезды
Скоро медвежата будут жить в отдельной клетке. Потому как есть опасность, что медведица, разволновавшись от посетителей зооцирка, может загрызть свое потомство. Их будут кормить детским питанием, кашами.
- Когда медвежатам исполнится полгода, возможно, их заберут в цирк или кино, - продолжает Людмила. - То, что в неволе родились медвежата - это удивительный случай, но не единственный, скоро мы ожидаем рождения волчат.
Галина Алексеева
Таины забытых кораблеи
Загадка исчезновения великих кораблей и история создания пяти искусственных морей много лет беспокоит самарских исследователей...
Три года назад возле поселка Красная Глинка сгорело судно с легендарным прошлым под названием «Ева Браун». Этот корабль был построен в Италии по заказу фашистской Германии в 1936 году. В мире есть только один аналогичный аквалайнер - «Адольф Гитлер». После войны «Ева Браун» в качестве трофея досталась Советскому Союзу. Корабль получил новое название - «Корсаков».
В конце 60-х годов судно, во время перевозки оружия из нашей страны во Вьетнам, было подбито американцами. Корпус из высококачественной стали залатали, но для плавания корабль стал непригоден. Его отправили в Самарскую область, и почти 20 лет «Ева Браун» простояла в устье реки Сок.
Легендарное судно переделали под рефрижератор. Отныне вместо смертоносного груза в нем хранили консервы. Прошло время, и «Еву Браун» перестали использовать даже таким образом. Несколько лет судно простояло, медленно ржавея, на берегу. Затем его купил частный предприниматель и решил порезать корабль на металлолом.
15 мая 2003 года на судне произошел первый пожар, причиной которого стала искра автогена, попавшая под обшивку корабля. В 2004-м «Еву Браун» - «Корсакова» вновь попытались разрезать на металлолом. И опять случился пожар: загорелись остатки мазута на дне судна. Но теперь «Ева Браун» была полностью уничтожена.
Трапезундские сокровища
- В Самарскую область перегнали большую часть трофейного флота Германии, - говорит исследователь научно-поисковой группы Игорь Павлович. - У нас есть надежда, что где-то на волжских островах сохранились еще трофейные немецкие корабли. Самарские старожилы вспоминают, что в свое время их использовали как понтоны и швартовые площадки. Турбазы задействовали эти суда для разных административных нужд. Так что надежды обнаружить что-нибудь подобное «Еве Браун» мы не теряем.
На протяжении нескольких лет искатели предпринимают попытки обнаружить на волжском дне затонувший корабль «Александрия».
- Существует версия, согласно которой ряд особо ценных предметов из наследия византийских императоров, обнаруженный в 1916 году русскими войсками в Трапезунде и вывезенный ими в Россию, был позднее укрыт в Казани, - рассказывает Игорь Львович. - После захвата Казани силами Комитета Учредительного собрания, который тогда располагался в Самаре, часть имевшихся сокровищ попытались вывезти, используя речной путь. На Волге произошло несколько боев. Часть судов до цели не дошли - их затопили. Согласно одной из версий, такая судьба постигла и пароход «Александрия», перевозивший ценности Казанского банка и трапезундские сокровища...
Самарское пятиморье
Игоря Павловича уже давно интересует концепция начала 30-х годов, когда Самара рассматривалась как «столица пяти морей».
- Вокруг Самары предполагалось возвести пять неглубоких, но обширных моря, - рассказывает Игорь Львович. - Это должно было сильно изменить климат, повысить урожайность и широко использовать гидроавиацию, которая на тот момент, когда дорог было мало, а железная магистраль тоже не была разветвленной, решала бы многие проблемы. Такие работы в Самарской области были начаты. Больше двух лет назад в ходе экспедиции исследовательская группа обнаружила в Борском районе губернии фрагменты одного из таких грандиозных сооружений: огромные земляные валы. Но остается непонятным, где же собирались брать воду? Насколько все эти задумки были воплощены в жизнь, сейчас судить трудно.
По словам ученых, в одном из сел на юго-востоке губернии, расположенном в степи, где вокруг на много километров нет ни речки, ни озера, перед войной работали военные. Якобы они собирались строить плотину и создавать в степи рукотворное море.
- Строили, строили, - рассказывали местные старожилы, - все вокруг колючкой оплели - до сих пор шины рвем, а потом стройку забросили. Сейчас там пароход один стоит. Ржавый весь уже. Как туда попал, не знаем.
Очевидцы, побывавшие в этом месте в 80-е годы, подтвердили:
- После долгой дороги по голой степи мы поднялись на земляной вал. Впереди - равнина. На ней - глиняные холмы, а между ними протяженные лужи. Было непонятно, почему при сильной жаре они не пересыхали? Все затянуто дымкой. И в этой дымке в одной из больших луж стоял пароход. В длину - метров 40, а может, и больше. Он стоял, чуть наклонившись на нос и правый борт. Большой двухпалубный красавец...
Марина Ишкова
Наталья Эскина