10 апреля 2007 г.
Росвестник
Гарри и Иванов
Борис ШИРОКОВ Английский принц Гарри служит в армии. Здоровье отменное, даже плоскостопия не нашли. Отсрочек тоже нет – по тамошним законам вся мужская часть королевского семейства обязана отдать священный долг отечеству. Правда, где именно, закон не указывает, так что можно отсидеться при штабе. Но у Гарри патриотический порыв: рвется в самое пекло – в Ирак. Бабушка Лиза плачет-отговаривает, но парень непреклонен: хочет понюхать пороху. Его не остановило даже то, что Бен Ладен назначил специальную премию за его голову…
А где служат наши «принцы»?
Практически нигде. Наши редакции провели опрос в регионах – интересовались судьбой сыновей трех первых лиц: губернатора, мэра и главы законодательного собрания. Выяснилось, что из этого «элитного» контингента армейских щей похлебали единицы – около 3 процентов. Остальные – либо получили отсрочку как студенты вузов, либо были признаны негодными по состоянию здоровья.
Получается: из начальственных семей в армию идет 3 процента, а из всех российских семей – около 10 процентов юношей. Не зря говорят: сегодня наша армия стала по-настоящему «рабоче-крестьянской». Правда, в прошлом году доля новобранцев с высшим образованием возросла с 5 до 15 процентов, но дорогой ценой: студентов отлавливали на улицах и по общежитиям, словно беглых каторжников. Причины упорного нежелания исполнить священный долг очевидны: одни опасаются голода, холода и дедовщины, другие не хотят терять время, третьи принципиально не желают «забесплатно защищать жирных котов-олигархов» (цитата из Интернета, где призывники высказываются весьма эмоционально).
По данным социологов, 99 процентов семей, откуда набирают новобранцев, имеют доходы ниже среднего. Семьи с доходами выше среднего обычно обеспечивают своим детям репетиторов, хорошие школы и учебу в вузах с военными кафедрами. Или «справки о плоскостопии». По оценкам фонда «ИНДЕМ», взятки сотрудникам военкоматов составляют около 350 миллионов долларов в год.
Экс-министр обороны Сергей Иванов недавно порадовал нас цифрой: оказывается, в России совсем немного генералов – всего 1100 человек. Правда, и армия у нас уже невелика – миллион солдат. На каждую тысячу солдат по одному генералу – это, по словам военных экспертов, больше, чем в европейских странах и в США.
С другой стороны, возникает вопрос: если генералов немногим больше тысячи – зачем же Министерство обороны РФ в прошлом году заказало пошив двух тысяч генеральских папах – роскошных, из серого каракуля с красным верхом и золотым позументом? Может, впрок? Но одна папаха выдается генералу по инструкции на целых пять лет, так что запасаться вроде еще рано. Одно из двух: или мы очень запасливы, или генералов все же не тысяча, как утверждал министр, а побольше…
Армия всегда была в России больше, чем армией: с нее часто начинались реальные перемены во всей социальной системе. Петр Великий, как известно, не просто сам воевал – ходил в бой под командованием своих друзей-учителей и повышал себя в звании по мере накопления военного опыта. Времена изменились, никто не требует, чтобы главнокомандующий или министр обороны отправлялись в Чечню и лично охотились за боевиками, но законы, направленные на реальное повышение статуса армейской службы, – это сегодня не звонкий лозунг, а суровая необходимость. Мало ездить с инспекцией по округам и шерстить военные кадры – нужно, чтобы народ знал: дети больших начальников наравне со всеми служат в армии. Так, как это принято в семействе английских королей. Так, как это происходит в Израиле, где не только сыновья, но и дочери министра обороны Шауля Мофаза познали тяготы армейской службы: старшая дочь – в артиллерии, старший сын стал кадровым офицером, младший недавно призван в ВВС Израиля.
У нас до сих пор действует двойной стандарт: на словах ситуация в армии улучшается, на ее обеспечение тратятся огромные деньги, увеличивается довольствие, в рационе солдат появились шоколад и копченая колбаса, генералам повысили жалованье… А в глубинке, во многих воинских частях, за колючей проволокой, продолжается такое, от чего каждая мать хотела бы уберечь своего сына. И это будет продолжаться до тех пор, пока наша власть не вольется в армейскую жизнь не только на «бумажном» уровне, но и на семейном. Странно и подозрительно, если повар вовсю расхваливает сготовленное им кушанье, но сам наотрез отказывается его отведать.
От редакции.
А что думаете вы о сегодняшней российской армии? Может, у вас есть своя история, связанная с вашим сыном или внуком? А может, вы сами не так давно отслужили и готовы поделиться своими впечатлениями?
Мы хотели бы собрать мнения наших читателей и издать специальный сборник на эту тему. Будем рады вашим письмам – рассказам, мнениям, интересным идеям.
Пишите!
Молодым везде у нас дорога
МГИМО, ВШЭ, академия ФСБ или заграница – кому что нравится Большинство «важных» сыновей в России окончили престижные вузы с военными кафедрами, а потому перескочили из рядовых в офицеры, минуя призывной пункт. Не служил, например, сын начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Юрия Балуевского. В интервью «Российской газете» Балуевский загадочно высказался по этому поводу: «В армии сын, к сожалению, не служил, хотя очень хотел стать офицером. Были причины…»
Не прошли срочную службу и два сына недавнего министра обороны Сергея Иванова.
26-летний Сергей окончил МГИМО и удачно устроился в «Газпром» (сейчас перешел в «Газпромбанк»), старший – Александр (29 лет тоже избрал банкирскую долю. И Сергей, и Александр являются офицерами запаса, но папа уровнем их военной подготовки крайне недоволен. «Около половины военных кафедр абсолютно неэффективны, – заявил Сергей Иванов в прошлом году. – Сужу в том числе по своим сыновьям. Они мне рассказывали: показали пистолет издалека, посмотрел на него – выходит, уже офицер. Полная профанация».
Многие солидные сыновья вместо армии выбирают Высшую Школу Экономики в Москве, после чего занимаются не строевой подготовкой, а бизнесом. Владимир Христенко, сын министра промышленности и энергетики России, в 2003 году окончил ВШЭ, а спустя три года возглавил крупную компанию по производству труб. Владимир Кириенко, сын главы Агентства по атомной энергетике, в свои 23 года уже финансовый директор нижегородской компании. Антон Бурбулис, сын сенатора Геннадия Бурбулиса, после ВШЭ стал аналитиком и сейчас работает в иностранной компании. Занимается бизнесом и Петр Жуков, сын вице-премьера Александра Жукова.
Студентами или аспирантами ВШЭ являются два сына Алексея Козака (полпреда президента в Южном федеральном округе – Алексей и Александр. А вот внук Бориса Ельцина,
24-летний Борис, после учебы в Англии поступил в Высшую школу бизнеса при МГУ – весьма дорогостоящее учебное заведение, и в этом году ее оканчивает. Завершает свою учебу в Финансовой академии Игорь Кожин – сын управляющего делами Президента России. Занят в финансовой сфере экономист Владимир Степашин, сын председателя счетной палаты РФ. Банкиром стал и сын Юрия Лужкова Александр, одно время он был в составе директоров «Русского земельного банка».
Быструю банковскую карьеру сделал Петр Фрадков, сын премьер-министра Михаила Фрадкова. Несколько лет назад он окончил МГИМО, уехал в США, работал в представительстве Внешэкономбанка, а сейчас вернулся в Москву и возглавляет департамент ВЭБ. Немалые финансовые способности проявил и сын губернатора Петербурга Валентины Матвиенко: в 30 лет он был назначен вице-президентом банка «Санкт-Петербург», а сейчас – вице-президент Внешторгбанка.
Есть, конечно, сыновья, которые идут по военной стезе, чаще всего выбирая Академию ФСБ. В академии учится сын министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Здесь же учились (причем на одном курсе Андрей Патрушев, сын директора ФСБ, и Павел Фрадков – младший сын премьер-министра. Высшую школу ФСБ окончил Дмитрий Устинов – сын министра юстиции России. А старший сын Юрия Лужкова, Михаил, окончил Саратовское военно-инженерное училище и сейчас работает в руководстве компании «Межрегионгаз».
И все же наиболее престижными остаются экономическая сфера и внешняя политика. В
МГИМО сегодня учатся два сына помощника президента Сергея Ястржембского – Владимир и Станислав. Там же сын президента Калмыкии Давид Илюмжинов. Сын экс-президента Чечни Алу Алханова окончил Таможенную академию. Сын Бориса Грызлова учился в Государственной академии управления и сейчас заинтересовался политикой. Санкт-Петербургский госуниверситет окончил Ярослав Миронов (сын председателя Совета Федерации), туда же недавно поступил Константин Клебанов, сын полпреда президента в Северо-Западном округе.
Некоторые дети учатся за границей – дорого, зато качественно. Продолжает обучение в Германии Олег Греф, сын главы Минэкономразвития России. Учится в Кембридже Владислав Драганов, сын депутата Госдумы Валерия Драганова. Осваивают науки в Швейцарии сын советника президента Михаила Лесина и внук советника президента Владимира Шевченко. Правда, швейцарские ученики еще не достигли 18 лет, и не исключено, что позже они вернутся на родину, чтобы отслужить в нашей армии не хуже английского принца.
По материалам российской прессы
Александр ВЛАДИМИРОВ