10 апреля 2007 г.
Десять заповедей новичка
Как адаптироваться в новом коллективе Пока вы ищете работу, вам кажется, что самое главное – найти ее. Однако этого мало. Важно еще и суметь удержаться. Недаром придуман испытательный срок – время, когда обе стороны пристально присматриваются друг к другу: сработаемся или нет? Поэтому в первые месяцы особенно важно соблюдать кодекс поведения новобранца. Возможно, придется поступиться некоторыми привычками и желаниями, но результат – прочное рабочее место – того стоит.
Не показывайте характер. Мало людей, которые на новом месте сразу чувствуют себя как рыба в воде. Не нравится многое, но ваша задача – не показать вида. Если с чем-то все же не сможете ужиться, уйти – всегда ваше право. Но до тех пор, пока не приняли окончательного решения, смиритесь и побудьте паинькой.
Не дискутируйте с начальством. Даже если вы хотите продемонстрировать свой неуемный творческий потенциал, вступать в дискуссии с руководителями, доказывая, как правильнее, в первое время не стоит. Постарайтесь лучше показать свои возможности, безупречно выполняя порученные вам задания.
Не наводите свои порядки. Поучительные комментарии от новенького практически всегда воспринимаются «в штыки», зато когда станете «своим», компания будет гордиться богатым на идеи сотрудником.
Попридержите привычки. Какими бы неукоснительными ни были ваши личные традиции, старайтесь не демонстрировать их. Новым коллегам они могут показаться неуместными. Придет время, когда коллектив благосклонно посмотрит на то, что вы носите с собой термос с гречкой или разгуливаете по офису в корсете для хорошей осанки. Но поначалу все это будет считаться неприемлемым чудачеством.
Не берите на себя больше, чем вам дают. Не пытайтесь удивить начальство своей сказочной работоспособностью и готовностью приняться за любое дело. За вашей спиной всегда будет недовольный шепот коллег, да и руководство может не одобрить, увидев в этом желание выслужиться.
Соглашайтесь, улыбайтесь. В первое время нужно быть готовым к тому, что на вас «повесят» чужие обязанности. Даже если ваша должность этого не предусматривает, не вступайте в конфликт – возможно, такова здесь участь «новичка».
Не опаздывайте, уходите вовремя. Не опаздывать – это вообще хорошая привычка. Она вам пригодится и впоследствии. Но поначалу пунктуальность особенно важна. Что касается ухода с работы, внимательно наблюдайте за коллективом и делайте то же самое. Есть места, где весь персонал шумной гурьбой по звонку выходит из здания, а есть такие, где слегка засидеться – норма.
Не увлекайтесь телефоном! Не ведите личных разговоров по рабочему телефону. Если все же необходимо, ограничивайтесь коротким общением по делу. Использовать мобильный телефон – тоже не выход. Его звонок будет резать слух коллегам, а к разговорам станут прислушиваться и, возможно, обсуждать их. Выходить с мобильным в коридор еще хуже – это характеризует человека как скрытного, да еще и выглядит так, словно бы ушли обсуждать новую работу.
Отдохните в офф-лайне. Не спешите на новой работе устанавливать программы онлайнового общения или рассказывать о ней по электронной почте друзьям. Во многих компаниях тщательно следят за тем, что сотрудник, особенно новый, делает на своем компьютере в течение дня, и даже читают его личные письма.
Следите за одеждой. В первое время новых сотрудников особенно пристально рассматривают – что надел, что обул, как в этом выглядит. Так что одевайтесь нейтрально, аккуратно, неброско, в чистую, отглаженную одежду – так вы не дадите повода осудить ваш внешний вид.
Куда соискателю податься
В настоящее время на кадровом рынке существуют два основных потребителя – соискатель и работодатель. Соответственно их потребностям все кадровые агентства условно можно разделить на два типа: ориентированные на соискателя и ориентированные на работодателя.
Рекрутинговое агентство
Изначально оно ориентировано на работодателя, на подбор наиболее подходящего для него работника. Для соискателя услуги таких агентств бесплатны, поскольку заказчиком в данном случае выступает работодатель.
В рекрутинговые агентства обращаются компании, предъявляющие наиболее высокие требования к кандидатам и готовые платить за поиск специалистов.
Обращение соискателей в рекрутинговое агентство не дает 100% гарантии трудоустройства, ведь выбор всегда за тем, кто оплачивает услугу, но это, по большому счету, единственный минус, и соискатель, в худшем случае, теряет время и деньги на проезд.
Само же прохождение собеседования в агентстве является дополнительным тренингом для соискателя по прохождению собеседования у работодателя.
Положительный момент – размещение резюме соискателя в базе данных агентства, что позволяет в дальнейшем неоднократно предлагать ему различные варианты трудоустройства.
Кроме того, рекрутер расскажет, каковы ожидания работодателя и условия прохождения собеседования на претендуемую вакансию.
Агентства
по трудоустройству
Делают ставку на человека, ищущего работу. Да, они берут деньги с соискателя, но гарантируют, что будут продолжать поиск до тех пор, пока человек не будет трудоустроен. Вопрос лишь в том, сколько это может занять времени.
Агентства по трудоустройству предлагают услуги двух типов:
Информационные услуги о наличии у работодателей каких-либо вакансий, возможно, подходящих соискателю. В таком случае заключается договор на 3–6 месяцев, стоимость данной услуги обычно не превышает 500 руб.
Если работу найти не удалось, договор либо перезаключается, либо соискатель пытается найти работу другими способами, в том числе и обращаясь в другие агентства.
Трудоустройство, ориентированное на результат. Агентства предлагают для ищущего работу оптимальные варианты трудоустройства, но за свою работу требуют от 25 до 50% от первого заработка.
В данном случае сделка сопровождается официальным договором. Работодатель зачастую заинтересован в таких работниках, поскольку человек, заплативший агентству, не склонен уходить до первой зарплаты.
Встречают по одежке
Если ваша будущая работа не требует ношения униформы, то выбор одежды для нее может стать нелегким вопросом. Что делать, если в компании, где вам предстоит работать, нет характерного стиля одежды?
• Прежде всего, независимо от того, что вы носите, одежда должна быть опрятна и чиста.
• Обувь должна всегда быть в хорошем состоянии.
• Волосы должны быть аккуратно уложены.
• Для мужчин: несомненно, стоит побриться.
• Для женщин: косметика должна быть тонкой и незаметной.
• Ногти должны быть чистыми, опрятными и разумной длины.
• Аромат ваших духов или одеколона не должен привлекать пчел с пасеки.
• И главное, улыбайтесь (привлекайте к себе внимание обаянием).
Итак, вы пришли на собеседование. Необходимо составить о себе положительное впечатление и доказать, что вы подходите на эту должность как никто другой. Лучший способ – выглядеть скромно и аккуратно. Многие руководители не любят, когда служащие сильно выделяются из коллектива.
Что ж, вас приняли и теперь надо идти вперед. Это касается и одежды. Очень важно знать, что и на какие мероприятия надевать. Если работа связана с максимальным общением (не только с сотрудниками), необходимо всегда иметь представление о том, с кем придется общаться (не забывайте о первом впечатлении). Ваш внешний вид может как привлечь собеседника, так и оттолкнуть его, поэтому, что бы вы ни надели, это должно быть стильным, не слишком броским, а главное – подчеркивать вашу индивидуальность. Остальное зависит от профессиональных навыков.