11 апреля 2007 г.
Генсек и Женька - артист
Евгений Матвеев: слуга двух господ – театра и кино! Судьба не баловала Евгения Матвеева. Вырос в деревне. Семья была бедной, отец их бросил. На жизнь приходилось зарабатывать с девяти лет. На войне, куда отправился добровольцем, едва не попал под трибунал… В сорок лет в результате производственной травмы получил инвалидность. Врачи настаивали на спокойной административной работе. А он стал режиссером. Его последний фильм «Любить по-русски» стал поистине народным…
«Хочу балалайку!»
Женя появился на свет в самый что ни на есть главный женский праздник – 8 Марта. В небольшом селе Новоукраинка – что на Украине. Он был еще совсем ребенком, когда отец, найдя увлечение на стороне, ушел из семьи. Пришлось быстро повзрослеть и начать помогать маме – с раннего утра мальчик отправлялся со взрослыми в поле… А когда выпадала свободная минута, любил оставаться один – слушал пение жаворонка. Если получалось, то и подражал его пению, вызывая добрые улыбки односельчан. Как-то подошел к деду: «Хочу балалайку!» На что старик, будучи человеком суровым и бескомпромиссным, бросил внуку: «Заработай и купи!» И тогда маленький Женя – ему было всего 9 лет – пошел продавать арбузы, возил на полевой стан бочки с водой…
В школе его и вовсе прозвали Женька-артист. Не проходило и дня, чтобы он чего-нибудь не учудил – веселого, смешного… Из второго класса Матвеева перевели сразу в четвертый – учителя заметили в нем склонность к наукам и посоветовали его маме переехать из села в город. Родительница послушалась – устроилась в Цюрюпинске уборщицей, что позволило маленькому Жене пойти учиться в хорошую городскую школу.
Однажды – вместе с классом – он попал на любительский спектакль и… влюбился. В искусство. В театр. Стал заниматься в школьной самодеятельности – играл все, что давали: был и фокусником, и певцом, и танцором… В девятом классе Женя твердо решил бросить школу и отправиться в Херсон – ближайший областной центр, где существовала профессиональная театральная студия. С этой сумасшедшей идеей он и пришел к маме. Та, выслушав его, дала ему свое благословение…
Его приняли! В херсонском театре, где Матвеев прошел прослушивание, ему позволили играть – в массовке. Вскоре, за особое отличие, режиссер стал доверять ему и небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна» – Женя лихо в такт музыке ударял в бубен… Именно в этой «громкой» роли его и приметил известный актер Николай Черкасов: похвалил молодого артиста и посоветовал ехать учиться в Киев. Для грезящего искусством ребенка это был призыв к действию: бросил все и рванул в столицу. И поступил. В школу при Киевской киностудии – к самому Александру Довженко. Но его жизнь от этого не стала слаще! Сначала в школе ввели плату за обучение: Матвеев и еще кто-то из его сокурсников не могли заплатить, однако им повезло – деньги за них внес сам Довженко. И вроде бы учись теперь и совершенствуйся, но… внезапно начавшаяся война разрушила все планы…
Под трибунал!
Воздух сотрясали взрывы беспрерывных бомбежек. Артист копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг города…
– Навсегда в моей памяти остались жуткий звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический ужас беззащитных людей, – вспоминал он впоследствии. – Я рвался добровольцем на фронт. Но судьба распорядилась иначе…
Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. И... как отличника впоследствии оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания…
После окончания войны его приняли в местный драмтеатр – и он остался в Тюмени. За исполнение роли Боровского артист получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Его успешное выступление в столице повлекло за собой ряд интересных предложений – от режиссеров со всей страны… Его приглашали и в Красноярск, и в Алма-Ату, и в Московский театр Ленинского комсомола. Но он остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле», который театральные критики не без оснований приравнивали к МХАТу. Именно здесь, по воспоминаниям самого артиста, раскрылась его настоящая актерская индивидуальность.
Евгений Матвеев тем не менее очень хотел попасть в самое массовое искусство – кинематограф. Мечта вскоре стала осуществляться – к концу 50-х годов послужной киносписок артиста насчитывал уже около десятка ролей: «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Дело Пестрых», «Восемнадцатый год»…
Брови удались
Его карьера летела вверх, пока он не сыграл генсека Брежнева – в фильме «Солдаты свободы»… Результат – артисту Матвееву устроили настоящую травлю! Несмотря на то что в фильме он сыграл всего лишь эпизод, его лишили звезды Героя Соцтруда. Ходили слухи, что сам Леонид Ильич посмотрел фильм – в семейном кругу. А после просмотра первая леди заметила: «Лень, посмотри, это же ты!» На что Брежнев сурово бросил: «Это не я, это артист Матвеев. Но брови мои…»
Брежнева Евгению припомнили и на пятом съезде Союза кинематографистов СССР в 1986 году – его не переизбрали в секретариат. Тогда говорили, что все – и Бондарчук, и Матвеев, и Кулиджанов – конъюнктурщики: мол, совсем забронзовели под крылом Кремля! Двуличие и предательство коллег Матвеева безмерно потрясли, и поговаривали, он даже подумывал о самоубийстве…
Вообще перестройка для артиста и его родных была временем очень трудным. В 1992 году их семья потеряла все свои сбережения. Евгений ужасно переживал – и не столько из-за потери денег, сколько из-за того, что государство, в которое он так верил, его надуло. Предало!
– У нас, так получилось, было несколько периодов безденежья и голода, и Женя очень боялся: случись что-нибудь с ним, я не буду обеспечена, – вспоминала вдова артиста. – Хотя я никогда его не попрекала отсутствием денег и ничего не просила. Женя тогда уже был на пенсии, но получилось, что он один должен был кормить семью из 8 человек…
На пике популярности артиста Матвеева не одно девичье сердце учащенно билось при виде любимого актера. Но в жизни он оказался примерным семьянином. Всю жизнь был женат на единственной женщине – Лидии Матвеевой, бывшей певице, скромно прослужившей многие годы в Большом театре. И, возможно, такая беззаветность и преданность супруги помогли ему пережить все трудности в жизни, в творчестве… Воспитать двоих детей и троих внуков.
Страшный недуг
Несмотря на успех в кинематографе театр всегда оставался для артиста его главной любовью… Немыслимая работоспособность, буквально на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо артиста Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно сказать, как долго он оставался бы «слугой двух господ» – кино и театра. Однако во время съемок фильма «Поднятая целина» упал с коня и повредил позвоночник. На сцену он больше не вернулся… Долгие два года Евгений был прикован к постели. Болезнь отступила… Однако артиста ждал второй – еще более страшный – удар! Рак легких. Неизвестно, знал ли он об этом страшном недуге. Судя по его планам и по воспоминаниям дочери – нет.
– Отец планировал сниматься в двух фильмах – в одном должен был играть Брежнева, в другом – раскулаченного старика, который во время войны спасает чекиста и политрука, то есть представителей той самой власти, которая его и репрессировала, – вспоминала дочь. – Режиссировать сам уже не собирался. Сил не было. В декабре он лежал в больнице, ему должны были делать операцию, но потом сказали, что сердце не выдержит наркоза…
До последнего момента родные не говорили ему, насколько серьезна ситуация... Дочь и маме не хотела сообщать, но не смогла – разрыдалась прямо в телефонную трубку. Отца она умоляла только об одном: «Папа, пожалуйста, продержись еще немножечко…» Родные надеялись начать новое лечение. И 1 июня никто не ждал ничего плохого. Все находились в больнице. Евгений Матвеев пошел покурить, вернулся, сел на кровать и вдруг повалился назад. Дочь и жена стояли рядом.
– Это было настолько внезапно. У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс – держала его за руки, – вспоминала дочь. – Я смотрела ему в лицо и видела, как тускнели его глаза. Как из них уходила жизнь…
Евгений Матвеев снимал кинокартину «Особо важное задание» о Великой Отечественной войне. Группа работала на месте событий. Местные жители старшего возраста еще помнили, как это было. Режиссеру нужно было снять налет фашистской авиации на мирных сельчан, которые по полю уходили от наступающего врага. Матвеев собрал народ – от мала до велика – и попросил людей сыграть в массовке, помочь в съемках.
– Сейчас налетят вражеские самолеты, начнут бомбить... Здесь работают пиротехники, будут взрывы и дым – вы не пугайтесь... Поступайте так, как вы поступали во время настоящих налетов в войну, – разбегайтесь по полю, прячьтесь в канавах и так далее...
Съемки начались, показались «вражеские» самолеты, народ побежал, в общем, все получилось, как надо, и Матвеев был доволен. Обошлись одним дублем, и дубль этот был удачным. Режиссер собрал народ, поблагодарил всех за помощь и собирался уже садиться в машину, как вдруг увидел лежавшую в канаве старуху. Он не на шутку встревожился, не умерла ли старушка от испуга и неожиданности, ведь взрывов, огня и дыма было очень много. Подбежали к бабушке, она оказалась, к счастью, жива. На вопрос, почему до сих пор лежит, ответила:
– А в войну мы во время налетов всегда прятались до самой темноты.
Анна Рябова