10 апреля 2007 г.
Секрет долголетия
Самарский художник отметил вековой юбилей и получил грамоту от знаменитого скульптора Зураба Церетели
Алексей Андрианов стал знаменитым художником благодаря случаю. Как-то раз летом в село Винновка, где он жил, приехала из города одна образованная дама. Увидев работы крестьянского мальчика, она сказала, что он может стать хорошим живописцем...
Пешком
за знаниями
О начале своего увлечения Алексей Андрианов рассказывает так:
- У прибывшей к нам на отдых женщины был 10-летний сын Алеша. Мне в ту пору исполнилось 14. Дама была музыкантом и занималась живописью у Дмитрия Архангельского. Я подружился с Алешей. Как-то мальчик написал натюрморт, а потом они с матерью ушли гулять в лес. Я же взял их краски, бумагу и сделал копию с Алексеевой работы. Вернувшись с прогулки, его мать увидела мою картину и удивленно воскликнула: «Алеша, это ты сделал?!» Тогда мне пришлось признаться в своем авторстве. Дама сказала, что у меня получилось намного лучше, чем у ее сына. «У тебя хорошие данные для того, чтобы стать художником», - похвалила женщина и вызвалась написать рекомендательную записку к своему учителю Дмитрию Архангельскому, проживавшему в Симбирске. Дама попросила меня сделать, чтобы показать мастеру, две-три работы с натуры.
Художник согласился с тем, что у юноши есть талант и ему обязательно надо учиться. Андрианов стал заниматься в мастерской у Архангельского. Каждый раз добирался пешком, отмеряя по пять километров туда и обратно.
Не пить, не курить и много ходить
- Примерно через год из деревни Комаровки приехал Виктор Киселев, учившийся у художника Аркадия Пластова. Он пригласил меня в Комаровку. Туда мы отправились пешим ходом, а это 50 километров!
По признанию Алексея Александровича, всю жизнь он любил ходить пешком.
- Может быть, потому мне и удалось прожить сто лет, - улыбается юбиляр. - Отдохнув денек в Комаровке, мы пошли через лесок в село Прислониху, где жил и работал Пластов.
Два года Алексей Андрианов проучился у нового преподавателя, а затем поехал поступать в художественное училище Ленинграда. Но стать художником Андрианову помешала война.
Алексей был трижды ранен, участвовал в обороне Москвы. Он - кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды.
- В армии нам давали водку и папиросы, спиртное я отдавал командиру роты, а курево - солдатам...
Писал Ленина
и Маркса
Приехав в 1946 году в Куйбышев, Андрианов вступил в товарищество художников, а уже через год его избрали председателем правления. Главной целью творческих объединений тогда была пропаганда идеологии партии. Выполняя план, надо было написать столько-то пейзажей, столько-то портретов членов Политбюро...
- Приходилось писать и Ленина, Маркса и Энгельса, правда, по фотографиям, - говорит Андрианов.
А в свободное время художник работал «для души». Герои его картин - река, луг, полевые цветы - все то, что связывало мастера с природой, домом, детством...
Работы Алексея Андрианова в основном находятся в частных коллекциях. В музее - только одна. К юбилею известного живописца скульптор с мировым именем Зураб Церетели прислал грамоту от Российской академии художеств.
Марина Ишкова
Французское приданое
Самарчанка Елена Рено с Петром Монастырским, Марком Левянтом и Романом Виктюком «на короткой ноге»
Вся творческая жизнь Елены прошла в Казахстане. Она окончила ГИТИС имени Луначарского. Получила профессию режиссера, сыграла пятьдесят ролей. 13 лет назад ее семья переехала в Самару, Елена устроилась на работу. Вместе с Анатолием Болотовым Елена организовала лицей сценического искусства и ее пригласили на театральную кафедру в институт художественного образования при педагогическом университете.
- Я преподавала вместе с Марком Левянтом и Петром Монастырским, - рассказывает Елена, - одновременно вела речевое искусство для дикторов телевидения. Петр Львович часто говаривал: «Мы с Наталией Александровной ГИТИС окончили». И это было весомое определение. Правда, сам Моныстырский окончил этот вуз в 1931 году, намного раньше меня.
В театре Романа Виктюка Елене довелось сыграть роль Луизы в «Коварстве и любви» Шиллера. А на параллельном театроведческом курсе учился Миша Швыдкой, который был кудрявым высоким мальчиком и всех увлекал на репетиции к Анатолию Эфросу и Юрию Любимову.
- Сейчас он лысый и пузатый, - улыбается Елена, - но всегда был и остается потрясающим человеком и надежным другом.
Отказала Монастырскому
Два года назад Монастырский предложил Рено работу в своей постановке. «Я знаю вас как актрису и режиссера, - сказал он, - и пришел к вам с предложением: работайте со мной».
- Я, подумав, отказала, - вспоминает Елена, - Петр Львович - диктатор, а я привыкла к свободному полету мысли... Я попросила у Монастырского позволения почитать пьесу, но он ведь хитрее меня, потому как старше, поэтому ответил, дескать, «приходите на первое прочтение, там видно будет».
После отказа Елены Монастырский навсегда остался в обиде на Рено.
- Сейчас, встречая Петра Львовича на фестивалях, в театре, я каждый раз поражаюсь необыкновенной выносливости этого человека. Ему 90 с лишним лет, а он по-прежнему подтянут, как струна, и статен, словно юноша...
«Пятерка»
за незнание
Елена, член союза театральных деятелей России, поставила для театра «Витражи» два спектакля. Один из них - «Необыкновенное приключение на итальянской кухне».
- Это был музыкальный спектакль, - вспоминает Елена, - такое красочное шоу, к которому я, как художник, делала сама эскизы.
Графини- «вишенки» танцевали канкан, и для детей это было зрелищно. Сейчас, преподавая студентам актерское мастерство, я жду, чтобы молодежь вносила себя, свои мысли в спектакль, напрашивалась в соавторы.
- Вспоминаю мое время учебы в ГИТИСе, - продолжает Рено, - историю зарубежного театра нам преподавал репрессированный француз по имени Дюшен. Он сидел за красным роялем и принимал экзамен. Один студент был не готов к сдаче. «Я вам ставлю «пять», молодой человек, - произнес Дюшен, - вы ничего не знаете, и я вам завидую. Как много вам еще придется узнать!» Студент даже заплакал, так ему было тогда стыдно.
В театр...
из роддома
- Фамилии Рено мне досталась от деда, - рассказывает Елена, - во время нашествия Наполеона в Москве «застрял» один из стрелков французской армии и женился на московской дворянке. Оттуда пошел наш род Рено. Я ездила во Францию, искала свои корни в Париже. Но, к сожалению, в церкви Александра Невского, где, возможно, находятся эти документы, был выходной день. После поездки остались лишь прекрасные воспоминания о Версале и Эйфелевой башне...
Еще Елена знает от мамы, что в Потсдаме в театре по контракту служил ее дедушка. А папа-актер играл Чацкого и Ромео. Когда родилась Елена, папа, укутав в лисью шубу дочку, из роддома принес ее... в театр, тем самым определив дальнейшую судьбу малютки.
- Сейчас, конечно, я смогла бы еще сыграть бабушку или старую яблоню, - улыбается Елена, - только к чему мне это? Теперь у меня другое призвание. Я даю открытые уроки в школах для детей с заторможенным развитием. И очень радуюсь, когда вижу, что ребята начинают произносить впервые слоги и целые фразы именно на моих занятиях. И этим я живу.
Галина Алексеева
http://news.ntv.ru