Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Рубрика: Ностальгия

10 апреля 2007 г.

Афонин родственник

Бронислав Брондуков никогда не дарил девушкам цветов. Зато, по доброте душевной, старался их как следует накормить…

В конце 70-х годов имя народного артиста Украины Бронислава Брондукова гремело на всю страну. После роли жениха в рязановском «Гараже» его полюбила вся страна. А уже сыграв дебошира, тунеядца и алкоголика в фильме «Афоня», для многих он и вовсе, как говорится, стал «своим в доску»: «Эй, родственник, мне Афоня рубль должен…» В его фильмографии более ста картин, и только в четырех он сыграл в главной роли, но… каждый эпизод с его участием – работа высшей пробы, запоминающаяся зрителю навсегда!

Борь, двигай

в артисты!

Броня (так ласково его называли в семье! появился на свет в первый день весны – 1 марта 1938 года в селе Дубава на Украине. Еще задолго до его рождения родители выбрали ему имя – Болеслав, но кто-то из знакомых отговорил их: мол, такого имени нет в природе. Не портите ребенку судьбу! В результате новорожденному дали серьезное, но не менее экзотическое имя Бронислав. Однако… несмотря на столь мужественно звучащее имя малыш был слабеньким – не было еще и шести месяцев, когда он заболел коклюшем. Врачи вынесли страшный приговор: «Не выживет!» От отчаяния отец решил прибегнуть к нетрадиционному методу лечения: понес мальчика к местной знахарке, и та посоветовала до восхода солнца носить «безнадежного» на болото. Каждое утро родитель с сыном встречали рассвет на топях, и малыш выжил…

Становиться профессиональным актером Бронислав и не помышлял – окончил горный техникум у себя на родине и получил распределение на стройку прорабом. Позже устроился на завод «Арсенал», где, к собственному же удивлению, начал играть в народном театре: пел, танцевал... Друзья стали подначивать: «Давай, Борь, двигай в артисты!» И вот как-то (совершенно случайно! игру артиста-любителя увидел ректор театрального института Николай Заднепровский и посоветовал ему поступать: «Молодой человек, вам надо к нам…» Так, будучи уже в солидном возрасте – 23 года, Бронислав принял решение, которое далось ему нелегко: поступил на факультет киноискусства Киевского театрального института.

Его дебют на экране состоялся в далеком 1962 году – в эпизодической роли в картине режиссера Сергея Параджанова «Цветок на камне». Следом шла целая череда небольших ролей в фильмах – «Вий», «Опасные гастроли», «Шаг с крыши», «Здравствуй и прощай»… Вместе с тем, как отмечали кинокритики, актерская энергетика Брондукова была такова, что, даже снимаясь в эпизодических ролях, он становился украшением любой картины. Народная любовь к артисту росла от эпизода к эпизоду… Чего только стоит, к примеру, его роль жениха из рязановского «Гаража» или – алкоголика из «Афони».

Режиссеры отмечали: артист с особой скрупулезностью относился к выбору ролей. Все сценарии читал в туалете. У него всегда там лежала стопочка. Если предлагали большую роль в третьесортном фильме – отказывался. Переиграл бесчисленное количество дураков, лодырей и алкоголиков. Хотя в жизни был человеком дисциплинированным и малопьющим… Так, режиссер Александр Павловский, пригласивший артиста сниматься в картине «Зеленый фургон», как-то признался: поначалу побаивался, что Брондуков может повернуться и уехать! Артист с трудом представлял, как будет выглядеть в этой роли на родине. Оно, собственно, и неудивительно… Это сейчас «Зеленый фургон» – классика и золотой фонд советского кинематографа. Тогда все было по-другому! Когда съемки только завершились, в газете «Правда» и в ЦК КПСС отметили: мол, эта картина «порочит образ героической советской милиции…» И в первую очередь досталось Грищенко – «взяточнику и дураку».

В жизни и на съемочной площадке артист всегда был душой компании…

– Он сперва приходил зажатый, сидел в гримерке и молчал, – вспоминал режиссер Павловский. – Но как только начинал чувствовать, что вписался в коллектив, тут все – мешок анекдотов открывается.

Все его роли были растасканы на цитаты. Он был популярен по той же причине, по которой была популярна троица Гайдая. О таких говорят: «он наш». А он очень оберегал свой внутренний мир. Терпеть не мог панибратства, с которым лезли многие – зачастую исключительно из-за его внешнего вида: маленький, смешной… Особенно на улице, где к нему «простачки» лезли на «ты» – зачастую с предложениями: «Давай выпьем!» Возможно, лезли в его мир, веря, что Брондуков в жизни такой, как и на экране. Но он был не такой – талантливый, умный, образованный, интеллигентный человек…

Служебный роман

В первый раз артист женился в начале 60-х. Его избранница училась в Ленинграде – в политехническом институте на звукооператора. Сыграли свадьбу, но вскоре новоиспеченный супруг узнал страшную тайну: его жена оказалась психически нездорова. Всю ночь он промучился, а наутро отправился в загс: подал документы на развод… Со своей второй женой артист познакомился в 1969 году.

– Мы встретились, когда мне было 18, а ему уже 31, – вспоминала Екатерина Петровна. – Вместе с моей подругой Людмилой Борисовой, подбивавшей меня поступать в театральный, мы провожали в аэропорту известного актера Ивана Миколайчука. Он приехал с Брондуковым. Тот нес чемоданы, и я решила, что это носильщик; актера в нем не заподозрила…

Пока ее подруга разговаривала с Иваном, будущая жена Бронислава скромно сидела на лавочке. Артист в какой-то момент придвинулся к ней и... стал заигрывать – причем он был явно подшофе. Женщина тогда подумала: «Боже! Пьяный, старый, как он смеет так себя вести?» Вскипая от возмущения, она бросила: «Люда, забери меня от этого дядьки!» На что та ответила: «Да ты знаешь, кто он такой? Актер, который сможет подготовить тебя в театральный лучше, чем я». И уже на следующий день они встретились – пошли гулять на склоны Днепра, где и прошла их первая репетиция, которая впоследствии переросла в любовь. Когда «ученица» окончила первый курс, они поженились.

Бронислав был заботливым. Никогда не дарил цветов, зато старался как следует накормить. Когда он впервые пригласил девушку в гости, наварил сосисок, картошки, салат нарезал... Но вскоре понял: сосисками ее не обольстить, и стал водить любимую в рестораны. Совместная жизнь супругов была красивой и счастливой, пока в их дом не пришла беда…

– Это случилось ночью 1985 года. Все спали. Вдруг Бронечка проснулся и пошел на кухню, – вспоминала Екатерина Петровна. – Слышу, что-то разбилось. Думаю: «Ах, неаккуратный…» Его долго не было, потом пришел и лег. Но я почувствовала что-то странное. Он все время поднимал руку, а потом бросал ее, как плеть. Я встала, включила свет, вижу, Бронечка лежит с перекошенным ртом, ничего не в силах сказать…

Приехала «скорая». Одна, вторая, третья... Артиста забрали в больницу. Диагноз – инсульт. У него пропала речь. Тогда жена бросила работу – постоянно находилась возле мужа. Денег не было, и ей пришлось сесть за швейную машинку – стала шить на заказ концертные платья для звезд украинской эстрады. А в свободную минуту занималась с любимым Броней сценической речью. Буквально научила говорить его заново. Он стал быстро поправляться и уже спустя четыре месяца справился с болезнью – стал гулять по лесу, ходить на рыбалку…

В 1993-м случился второй инсульт – прямо на железнодорожном вокзале, когда Брондуков покупал билет до Питера. Спешил на съемки. Его привезли домой. Он самостоятельно сумел подняться на четвертый этаж. Сел на стул в прихожей и говорит: «У меня голова сильно болит…» Три дня артист находился в коме. Екатерина ночевала с ним в больнице – на одной койке. Кормила его, учила заново говорить, ходить…

Третий инсульт настиг его в 1997 году. Работы в кино практически не было. Родные уверены, что его подкосили бедность и ощущение собственной ненужности.

– В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому не нужными, – вспоминала Екатерина Петровна. – Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Броня плачет: «Богданчик, нам кушать нечего». Броня ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Броня на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали.

Слезы умирающего актера

Однажды в доме Брондуковых раздался звонок. Звонили из Харькова с телевидения. «Хотим снять сюжет о нашем любимом артисте». «Какой сюжет? – возмутилась жена. – Брондуков не двигается, не разговаривает…» И все-таки телевизионщики ее уломали. Приехали. И тут случилось неожиданное: увидев камеру, Бронислав Николаевич сполз с кровати, встал на ноги и попытался сделать шаг. И вдруг заплакал – от бессилия. Харьковчане сняли его и сами разрыдались… Позже сюжет, снятый ими, показали по центральному телевидению. И началось: люди звонили из Киева, Харькова, Донецка, Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Иерусалима… Звонившие негодовали: почему власти безразличны к народному артисту Украины? Интересовались, чем можно помочь. И помогали: не на словах – на деле. Его жена очень радовалась тогда: «Теперь могу готовить Бронечке не только морковные или свекольные котлетки, но и мясные, куриные, которые он так любит, могу купить даже киви, вкуса которых мы прежде не знали…»

И все же 10 марта 2004 года замечательного актера не стало. Екатерина Петровна вспоминала: «В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас. Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Лицо стало таким умиротворенным. И все…»

удар в яблочко!

В картине «Зеленый фургон» есть эпизод, где Грищенко с Патрикеевым едут на телеге в Одессу, останавливаются где-то в плавнях, и Грищенко в кальсонах купается с конем. Это не имело к сюжету никакого отношения. Просто было жарко, и лошадь повели купаться. А в том месте полно гадюк, и артисты боялись туда входить – были в высоких сапогах, с палками… А Брондуков разделся до кальсон и говорит режиссеру: «Сашко, а ну подывысь!..» Пошел к лошади и стал ее плескать. Он так сказал, потому что не любил ничего навязывать, просто показывал. И всегда попадал в яблочко.

http://marketing.rbc.ru

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.