10 апреля 2007 г.
Москва 70-х
Здравствуйте, уважаемая редакция «Пульса Поволжья»! Хочу рассказать историю о моем пребывании в Москве. Я была в Москве 9-летней девочкой. Приехала туда с мамой зимой 1976 года. Мы жили у тети, жены маминого брата. Помню, я съела у нее все мандарины. Мама часто ходила в театры - и одна, и со мной. Я помню, как мы были в театре на Таганке на спектакле «Нос». Там оркестр был расположен плотной цепью, ограждавшей дирижера. В Большом театре мы не были. Один раз шли по улице и меня сильно толкнули двое взрослых парней. Это почему-то мне очень запомнилось. Мы ходили по магазинам, я помню, стояли в очереди за копченой колбасой и восточными сладостями. Перед отъездом домой, на Казанском вокзале, я попросилась у мамы в туалет. Она отпустила меня и я потерялась. Я не могла потом найти ее! Меня забрали в отделение помощи пострадавшим при несчастных случаях (я точно не запомнила, как оно называлось), я там сидела, плакала и ждала маму: ее позвали по громкоговорителю, и мама пришла! Она была очень взволнована и сказала, что думала, что со мной случилось что-то страшное, и она так рада, что нашла меня! Мы побежали и успели на поезд, хотя думали, что опоздаем. И уехали в Куйбышев (Самару). Москва мне запомнилась еще в те годы дорогим городом, полным ночных огней и людей. Знаю, что сейчас жизнь там еще дороже, чем тогда в далекие 70-е. Хотелось бы поехать, посмотреть столицу, все-таки не видела ее 30 лет! Поехать с мужем, ведь мамы уже нет...
Ванда Котлярова, г.Самара
Тайна гибели сына
Сын Валентины погиб при странных обстоятельствах. Целых три года мать безуспешно пытается выяснить, кто повинен в смерти Саши...
- Муж и сын ушли на работу, дома остались только я, маленькая внучка со снохой и ее отец, который в очередной раз приехал погостить. Они думали, что я сплю - было раннее утро. Но я все видела. Сноха вышла в комнату, где спал Олег Петрович, и не по-дочернему поманила его за собой. Они прокрались в ее спальню, а я потихоньку - за ними. Что я увидела - это был шок! Отец и дочь были любовниками! - вспоминает Валентина Петрикова.
Чужая вина
- Сыну я не сказала ни слова. Это было ошибкой, - говорит мать.
Саша у Валентины Ивановны был единственным ребенком. С его отцом они развелись. Через шесть лет она снова вышла замуж за хорошего человека, который усыновил Сашу и обеспечивал семью.
- Сын был совестливым человеком, это его погубило, - считает мать. - В первый раз он женился в 18 лет. Девушка его забеременела, сыграли свадьбу. Скоро родился у них сын, и все было хорошо, пока Елена не связалась с подружкой-воровкой.
Подруга уговорила Лену украсть у знакомого меховые воротники и припрятать их у себя дома. А потом нагрянула с обыском милиция. Пропажу обнаружили, и Александру пришлось взять вину на себя.
«Не мог я допустить, чтобы мать моего ребенка сидела в тюрьме. Никогда бы себе этого не простил», - так он мне сказал. И Сашу осудили на три года колонии общего режима.
Елена не стала ждать мужа из тюрьмы. Сказала - вина будет как меч висеть над ней всю жизнь. И подала на развод. Женщина уехала работать в другой город, а внук остался жить у бабушки, так как у матери не было денег на воспитание.
- Сейчас мы с ней дружим, она приходит к сыну и внукам, и жалеет, что так случилось в молодости, - говорит Валентина Ивановна.
По возвращении из колонии Александр устроился на работу, часто ездил в командировки. И в одной из поездок познакомился с разбитной бабенкой, которая была помощником повара в рабочем городке.
Роковая свадьба
- Саша привез ее к нам домой и объявил, что женится, - говорит Валентина Петрикова. - Я противилась этому браку - Татьяна на три года его старше, с ребенком. Сын ее жил с родителями и, как потом выяснилось, был немного «с приветом». Тогда я даже не задумалась, отчего он такой. Страшная истина открылась мне потом, но было слишком поздно.
Александр женился на Татьяне, у молодых родилась дочка Ксюша, в которой Саша души не чаял...
В гости к Тане зачастил ее отец. И однажды свекровь застала их за совсем не родственными отношениями.
- Я тихо стояла за дверью и ждала, когда Олег выйдет из спальни. Наконец он вышел. Увидел меня, побледнел. Я хотела поговорить с ним, но он схватил свой рюкзак и вылетел из квартиры. Больше я никогда его не видела.
Валентина Ивановна потребовала объяснений от невестки.
- Она сказала, что отец принудил ее к сожительству. Противиться она не смела. Потом Олег потребовал, чтобы дочь родила ему сына. В 20 лет она забеременела, вышла замуж - для вида. Мать все знала, но относилась к этому кошмару спокойно. Когда родился ребенок, фиктивный супруг записал его на свое имя, и Татьяна сразу же с ним развелась. А ее не то сына, не то брата забрал на воспитание любовник-отец.
Жизнь как затмение
- Я видеть сноху после этого не могла. Запретила называть себя мамой, потому что слово это святое. Сын любил ее и особенно дочь. Ничего я ему не сказала, весь этот ужас держала в себе. Не хотела его ранить, а зря. Эта грязь должна была выйти наружу. Если бы он знал правду, развелись бы раньше, и сын остался бы жив, - горько вздыхает мать.
Через три года Александр разменял квартиру и стал со своей семьей жить отдельно. Что там происходило, Валентина Ивановна толком не знала. Подрастала внучка, сын со снохой работали, виделась она с ними редко. Правда, из Ксюшиной школы стали поступать тревожные известия: учительница вызвала бабушку, говорила, что за девочкой никто не следит, оценки ее все хуже. Валентина Ивановна забрала внучку к себе.
- Саша так же часто ездил в командировки, Татьяна работала в торговых киосках, выпивала, изменяла ему. Волевой, сильный мужик, он терпел все это ради дочери. А пока сын решил, что Ксюше со мной будет лучше. Они приходили, навещали ее. Между тем их личная жизнь становилась все напряженнее, - вспоминает Валентина.
Александр получил трехкомнатную квартиру. Однажды, приехав из командировки, он решил зайти на работу к жене. Сменщица сказала, что Татьяна на старой квартире... «Благоверная» обнаружилась там в пьяной компании мужчин.
- Потом она наняла каких-то хулиганов, те подкараулили Сашу и избили. Это было началом конца. После девятнадцати лет брака они развелись, - говорит Валентина Ивановна. - Жить сын почему-то остался с бывшей семьей. И этим сильно раздражал Татьяну. Он мешал ей поступать так, как она хотела. И она решила от него избавиться любым путем.
Последняя капля
Александр лежал в больнице не один раз. По словам Валентины, внучка рассказывала ей страшные вещи:
- Приходит однажды и говорит: «Меня мама к тебе отправила, а сама дома осталась травить отца». Я не поверила ребенку, мало ли что придумает? Но это была правда. Шла борьба на уничтожение моего сына... Я не смогла убедить Сашу жить отдельно, он не поверил, что все это не случайности. Боже мой, почему я тогда не нашла нужных слов?
В последний день своей жизни Александр нашел личный дневник дочери. Ксения, которую он обожал, описывала свою жизнь и нелестно отзывалась о родителях. Сказалось воспитание Татьяны, девочка выросла не такой, какой Александр хотел ее видеть. Когда дочь пришла, отец устроил ей скандал.
- Кричал, что больше содержать ее не будет. И будто бы заставлял снять купленную им одежду и в таком виде идти к матери. Горячий он был, не смог обиды сдержать. Татьяна использовала его ошибку. Тут же написала заявление в милицию, что отец хотел изнасиловать дочь, - говорит мать Александра. - Пришли, забрали его. Но после экспертизы отпустили - поклеп не подтвердился. Говорят, сын пошел домой, но попасть в квартиру не смог: бывшая жена забрала ключи и убежала с дочерью. Он остался на улице, преданный близкими, в страшном состоянии...
А на следующее утро его нашли мертвым около подъезда: мужчина упал с девятого этажа. Ему было только 42 года.
- Вот уже три года я не могу узнать правду, - плачет Валентина Ивановна. - Я не верю, что это было самоубийство. Как он мог оказаться внизу в одних трусах и босиком, если даже домой не попал? Наверное, его впустили, а потом столкнули вниз... Милиция дело как следует не ведет, из прокуратуры одни отписки. Но я буду добиваться правды: ведь мать имеет право знать, как погиб ее сын...
Анна Выголова