10 апреля 2007 г.
Морская душа
Житель Новокуйбышевска много лет изучает историю российского флота и воссоздает знаменитые корабли
- Моделирование судов - это не увлечение, а диагноз! - шутит Юрий Асеев. Рабочий из Новокуйбышевска вот уже десять лет занимается тем, что создает точные копии парусников.
Героический «Меркурий»
- Парусными судами я увлекаюсь с детства, - говорит Юрий Владимирович. - В свое время мечтал поступить в мореходное училище, но не прошел по зрению. А вот мой сосед-ровесник в мореходку поступил, и сейчас он - капитан огромного танкера в Австрии. Друг присылает мне литературу по судомоделированию.
Первой моделью, которую создал Асеев сразу после службы в армии, стал знаменитый бриг «Меркурий».
- С ним связана история, уникальная даже для мирового флота, - рассказывает Юрий Асеев. - Все произошло в турецкую кампанию на Черном море в 1829 году. К тому времени «Меркурий» плавал уже девять лет. Это был небольшой 20-пушечный кораблик с двумя мачтами. Однажды «Меркурий» с еще двумя кораблями был в разведке. Они искали турецкую эскадру. В итоге наткнулись на нее, пересчитали все суда, но когда стали уходить, турки организовали погоню.
Корабли, отправившиеся в разведку вместе с «Меркурием», были новыми. Они сразу оторвались от него. «Меркурий» поспеть за товарищами не мог, а тут еще, как назло, стих ветер, и корабль еще сильнее замедлил ход.
- Как ни пыталась команда уйти от врагов на веслах, «Меркурий» все равно настигли два мощных турецких корабля: один - 120-пушечный, другой - 75-пушечный, - говорит Юрий Владимирович. - «Меркурию» предложили сдаться, но молодой 26-летний капитан Александр Казарский и вся команда решили принять бой. Последний, оставшийся в живых, должен был взорвать корабль.
Начался бой. Турки никак не могли «зажать» «Меркурий», чтобы произвести залп. Русские моряки даже не пытались потопить вражеские суда: их задача состояла в том, чтобы, повредив оснастку и мачты кораблей противника, лишить их возможности передвижения. Сражение длилось четыре часа. В результате «Меркурию» удалось невозможное: он ушел от противника и, несмотря на множество пробоин, доплыл до русской эскадры.
Все офицеры с «Меркурия» были повышены в звании, а матросам назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалованья. Кроме того, к фамильным гербам офицеров-дворян с «Меркурия» был добавлен пистолет в память о том пистолете, который в продолжение всего боя лежал на шпиле для того, чтобы из него произвести последний выстрел по пороховым запасам.
Делает пушки
и плетет канаты
На изготовление модели у Асеева уходит от трех месяцев до трех лет. Одна из наиболее сложных работ - английский корабль «Резолюшн», созданный в 1668 году. Для модели длиной в один метр пришлось делать много резных деревянных деталей.
- Перед тем как приступить к работе, я ищу подробные чертежи, - говорит Юрий Владимирович. - Так, например, в Санкт-Петербурге, который является всероссийским центром судомоделирования, я приобрел чертеж петровского фрегата «Олефанта». Петр, прежде чем строить большие корабли, начал с фрегатов, причем очень хорошо вооруженных. Таких судов нигде в мире больше не строилось. Особенность конструкции петровских фрегатов позволяла установить на них орудия большого калибра.
Все модели Асеева вплоть до мельчайших деталей соответствуют оригиналу. Очень важен материал, из которого изготавливается корпус судна. Для него выбираются особые сорта дерева, желательно, фруктовые: яблоня, груша.
- Причем нужна древесина груши не местной, а той, что из Азии, поясняет Юрий Владимирович. - Будучи в Санкт-Петербурге, я специально приобрел кусок доски из такой груши за 500 рублей. Это дерево продается на вес.
Пушки Асеев отливает сам. В качестве материала использует припой, а потом покрывает пушки медью. Затем медь чернится, чтобы выглядела наподобие чугуна.
В этом году Юрий Владимирович собирается принять участие во всероссийских соревнованиях судомоделистов, проводимых в Питере.
- Там, например, не признается использование готовых ниток при изготовлении такелажа, - говорит Асеев. - Поэтому я сделал специальный станок, на котором можно плести настоящие маленькие канаты. На соревнования я отправлюсь с моделью «Олефанта».
Марина Ишкова
Кондратьева Татьяна