7 апреля 2007 г.
Казнить нельзя помиловать
У каждого заключенного есть шанс на помилование. Однако воспользоваться этим шансом удается единицам...
Парень, которого я полюбила, одаривал меня дорогими вещами, - едва сдерживая слезы, рассказывала Катя Смирнова. - Я особо не задумывалась о том, откуда у него столько денег, и радостно принимала все его подарки.
Катин возлюбленный оказался наркоторговцем. Однажды он подставил девушку. Из-за подлого поступка своего возлюбленного Катерина угодила за решетку.
Юная девушка оказалась в числе немногих счастливчиков, которых помиловал президент.
Свобода
для Кати
18-летняя Катя приехала в областной центр из Похвистнево. Девушка, хорошо учившаяся в школе, собиралась поступить в какой-нибудь из самарских вузов. В столице губернии Катюша познакомилась с симпатичным парнем. Молодые стали жить гражданским браком. Самарец баловал девушку, а она радостно принимала его презенты, не подозревая о том, что ее возлюбленный - торговец наркотиками.
Красивая жизнь закончилась в один миг. В один из выходных Катя вместе с мужем отправилась на рынок за продуктами. Тогда же правоохранители устроили облаву на наркоторговца, за которым они вели слежку. Чтобы избежать тюремного срока, парень взял имевшийся у него при себе пакетик с порошком и незаметно положил его жене в карман.
- Когда милиционеры стали производить обыск, они нашли у девушки наркотики, - рассказывает председатель комиссии по помилованию Самарской области Петр Бурцев. - В результате ее посадили на пять лет, а возлюбленному Кати удалось избежать ответственности.
- В женской колонии № 15 у этой девушки родился ребенок, - добавляет член комиссии, руководитель Управления стационарных форм социального обслуживания министерства здравоохранения и социального развития Владислав Макеев. - У Кати мама - учительница, отец - механизатор, имеют хозяйство, работают. В местах лишения свободы родители часто навещали дочь. Внешне - она такая простушка, сразу видно, что о криминальной деятельности своего парня она ничего не знала. Когда мы - члены комиссии по помилованию - приехали в колонию, она стояла перед нами с глазами, набухшими от слез. Принимая решение, мы думали о том, что зона ее испортит, а, если девочку выпустят, то она будет спокойно жить, растить малыша. Спросили Катю, продолжает ли она любить того парня, который ее подставил. Оказалось, что, узнав о ребенке, он ее вообще бросил.
Члены комиссии сошлись в убеждении, что Катю необходимо помиловать. Президент с самарцами согласился, и девушку освободили.
За 4 года - 18 помилованных
С 2002 года комиссии по помилованию начали работать по всей России. Об их создании распорядился президент своим указом от 28 декабря 2001 года. 8 февраля 2002 года такая комиссия появилась и на территории Самарской области, а председателем был назначен Петр Бурцев.
- До создания таких комиссий в регионах, тысячи заявлений направлялись президенту РФ, - рассказывает Петр Иванович. - Эти заявления рассматривали заочно, не видя самих осужденных. Теперь члены региональной комиссии обязательно выезжают на места, в колонии, чтобы посмотреть, что за человек просит его помиловать. В комиссию входит 12 членов (например, актер драмтеатра Александр Амелин, бывший уполномоченный по правам человека Владимир Баландин, ректор самарского госуниверситета Геннадий Яровой и др.), и у каждого из них - свое мнение. Решение принимается большинством голосов. Бывает, спорим... Главный для нас вопрос - не будет ли этот человек, освободившись, опасен для общества.
- Нередко помилования просят те, кто совершил убийство с особой жестокостью, насильники, наркодилеры с двумя, тремя судимостями, - говорит Владислав Макеев. - Пишут: убили, расчленили, сожгли ... Как их помиловать после этого?
Для того чтобы иметь шанс на помилование, должны быть веские основания: приобретенная в заключении инвалидность или рождение ребенка...
В 2002 году областная комиссия рассмотрела 191 ходатайство и рекомендовала помиловать 40 человек. Однако президент страны подарил свободу лишь шестнадцати. В 2003-м ходатайствовали о четырнадцати заключенных, Президент согласился на одного... Наконец, в 2006 году самарская комиссия по помилованию ходатайствовала о четырех осужденных. Один из них - инвалид первой группы по фамилии Борисов из исправительной колонии № 3. Ему по болезни ампутировали ногу, но у него началась гангрена. Борисов не имел родных. После освобождения члены комиссии по помилованию планировали отправить его в специальный пансионат, расположенный в селе Красноармейское.
- Но мужчина так и не дождался Указа президента, - говорит Петр Бурцев. - Мы рассмотрели его дело в июне, а в августе он умер. Второй человек тоже из колонии № 3. Его фамилия Власов. Материал пока находится на рассмотрении у Владимира Путина. Кстати, и Борисов, и Власов - убийцы.
Задача членов комиссии дать не юридическую, а моральную оценку самому преступлению и человеку, его совершившему. При рассмотрении ходатайств они принимают во внимание тяжесть преступления, и то, как осужденный ведет себя в колонии, старается ли исправиться, реабилитироваться.
- Могут быть и исключительные обстоятельства: например, у заключенного умерла жена, и на попечении остались несовершеннолетние дети; сгорел дом и т.д. У нас был такой случай, - вспоминает Петр Бурцев. - К нам обратилась жительница Оренбурга по фамилии Мельникова. Она отбывала срок за убийство мужа. Вместе с мамой в колонии находился ее ребенок. А положение таково, что, если по достижении малышом трех лет мать не освободилась, ребенка либо отправляют в детский дом, либо отдают родственникам. Мы выехали, стали беседовать с этой Мельниковой, и она нам рассказала, что произошло на самом деле. Она была из бедной семьи. Ее избранник, наоборот, - из богатых. Они поженились. На момент трагедии у пары уже было двое детей, а Мельникова была беременна третьим, к этому времени они уже прожили лет семь. Вышло так, что за эти годы жена мужу наскучила. Он стал гулять на сторону. Один раз дошло до того, что, уходя из дома, он заявил: «Вечером меня не жди». Мельникова стала уговаривать: мол, ты хоть сегодня останься, а то я болею, а с детьми сидеть некому. Тогда муж ударил ее барсеткой с ключами от гаража по лицу. Не стерпев, женщина схватила охотничье ружье, которое оказалось заряженным, и выстрелила. Ее приговорили к 10 годам заключения, двое ребятишек остались на попечении бабушки. А третьего малыша Мельникова родила уже за колючей проволокой. Мы решили ее помиловать, и Владимир Путин с нами согласился.
Губернатор
с помилованием
не согласен
Перед тем как ходатайство о помиловании отправляют президенту РФ, его кладут на стол губернатору.
- Бывают случаи, когда он не соглашается с решением региональной комиссии по помилованию, - говорит Петр Бурцев. - Так, комиссия рекомендовала помиловать одного учителя из Сызрани. Он занимался тем, что вместе с сыном воровал электропровода. Во время задержания он избил двух работников милиции. Комиссия согласилась его помиловать, а Титов отказал, так как учитель поднял руку на представителей государственной власти. Мы направили этот материал в Москву, и президент согласился с губернатором. Учителю было отказано.
После отказа президента осужденный вновь может обратиться с ходатайством о помиловании только через год. В общей сложности за четыре года работы комиссии по помилованию в Самарской области по указу президента на свободе оказалось 18 человек.
- И ни один из них больше не совершал преступлений, - подытожил Петр Бурцев.
Марина Ишкова
Ирина ЗОРИНА