10 апреля 2007 г.
Жизнь на Бородинском поле
Самарец посвятил всего себя изучению Бородинского сражения - Бородино для меня - не хобби, а образ жизни, - говорит Валентин Гирбусов, который вот уже шесть лет трудится над созданием диорамы Бородинского сражения.
Закончить грандиозный проект по реконструкции этого судьбоносного для России и Европы события Валентин Викторович планирует в 2012 году, к 200-летию Бородинской битвы.
Однажды, 195 лет назад...
50-летний Валентин Гирбусов по образованию - юрист.
- Я живу одним днем, 26 августа 1812 года, - признается Валентин Викторович.
Над диорамой самарец трудится дома. Его домашние это приняли.
- Дочь выполняет на компьютере все, о чем я ее попрошу. Жена помогает мне в работе по созданию ландшафта. Ведь, чтобы воссоздать одно дерево, нужно несколько дней. Это очень трудоемкое дело, - рассказывает Валентин.
Весь проект состоит из 12 частей, каждая из которых - 1 метр в длину и 60 сантиметров в ширину. На сегодняшний день размер полотна диорамы - 2 x 3 метра. В конечном итоге ее размер будет 4 x 3 метра.
- Тема войны 1812 года и, конкретно, Бородинского сражения интересовала меня со школы. С началом «перестройки» люди, увлекающиеся историей, получили доступ к большому количеству мемуаров. В результате ознакомления с ними появился новый взгляд на события 195-летней давности.
Например, раньше считалось, что ранение князя Багратиона на Бородинском поле произошло около 12 часов. А теперь ученые выяснили, что князя ранили двумя часами раньше.
- Это означает, что все последующие события Бородинского сражения надо перепроверить в свете этого факта, потому что вслед за ранением Багратиона произошло отступление русской армии.
Бородатые русские ополченцы - фигуры редкие
Вместе с ранее недоступными книгами в России появились и коллекционные фигурки, которые вот уже лет десять изготовляются на Западе. Валентину Гирбусову их пересылают из Франции и Украины.
- Для меня, конечно, первично изучение, реконструкция исторических событий. Но чтобы увидеть, как это было по-настоящему, нужна диорама. Сейчас на ней представлен центр сражения, что означает, что я выполнил 70-80% от всей работы.
Валентин Гирбусов кропотливо и тщательно собирал информацию. В итоге им было составлено боевое расписание армий: кто и где находился, сколько человек куда входило, скольких потеряли в бою, кто командовал и т.д. Высота каждой фигурки в диораме - 2,5 сантиметра.
- Мне удалось воссоздать подлинную картину Бородинского сражения, - говорит Валентин Викторович. - Ведь рисунки, схемы и карты не дают полного представления о том, что там произошло.
На южном фланге диорамы, там, где расположен Утевский лес, стоит около сотни бородатых фигурок русских ополченцев.
- С ними мне пришлось возиться больше, чем со всей французской пехотой, - признается Валентин Викторович. - Потому что таких фигурок практически нет. Мне их прислали из Марселя. Все они - коллекционные.
В своей работе Валентин Грибусов не забыл и о роли в сражении православной церкви:
- У меня перед Полтавским и Нижегородским полками стоят фигурки священников. Они благословляют солдат, идущих в бой. Кроме того, на северном фланге будет знаменитая бородинская церковь, с колокольни которой Федор Глинка наблюдал приближение французской армии.
Любовь – источник вдохновения
12 лет Людмила Чайка ваяет снежные скульптуры - символы года по китайскому календарю. Создавать
ледяные шедевры самарчанку побудила любовь...
В наступившем году художницу ждали большие трудности из-за полного отсутствия снега и мороза.
- Хороший снег выпал в этом году поздно, его было мало, - рассказывает Людмила. - Чтобы получить чистый, белый материал, мне пришлось лазить по крышам! Я смешивала снег с водой, и быстро, пока морозец прихватывал, лепила кабанчика. Клыки кабану сделала из косточек. Лепила без отдыха голыми руками целые сутки, а потом слегла с температурой. Но это ничего. Плохо, что погода выдалась совсем не зимняя. Все растаяло, и мое творение продержалось всего неделю.
Любовь
и лебеди
- Лепить скульптуры из снега я начала в 14 лет. Помню, слепила тогда ракету, на боку «СССР» написала... Вся деревня приходила посмотреть, как настоящая получилась. Потом я окончила художественную школу, но о ледяных творениях забыла надолго.
Вернулось увлечение Людмилы Николаевны неожиданно. Вместе с поздней любовью.
- Я тогда в Политехническом университете работала вахтером, и как девчонка влюбилась в одного преподавателя. Мне захотелось сделать ему на Новый год такой подарок, какой больше никто не сделает. Тогда как раз Год Собаки был, 1994-й. Я слепила овчарку и поставила ее под фонарем у входа, чтобы каждый раз, когда Валера пойдет на работу, он песика видел и вспоминал обо мне. Но так вышло, что любовь моя не сложилась, а увлечение снежной лепкой осталось.
Следующей зимой была белая свинка. Потом наступил Год Крысы.
- У нас дома в тот год очень много мышей развелось, и я поставила мышеловку. Одна мышка попалась, она-то и стала моей «натурщицей». С нее я слепила ученую снежную мышь: в очках, с книжкой, на мешке с крупой. Так и повелось: каждый год я около университета ставила по ледяной скульптуре.
410-летие Самары было ознаменовано появлением ледяного козлика. Затем на привычном месте красовались снежный бык и лебеди.
- Они у меня в «озере» плавали. Ледяная поверхность получилась прозрачной и гладкой, как зеркало, и еще я туда синьки добавила - получилось натурально. Люди мимо на транспорте проезжали, так специально не на своей остановке выходили посмотреть на лебедей. Даже свидания около них влюбленные парочки назначали: не раз я видела там целующихся молодых людей. И я поняла, что дарить всем радость - мое призвание.
Гадов нам
не надо
В Год Зайца ушастик с настоящей морковкой в лапах глядел на прохожих глазками-пуговицами. Чтобы ему не было одиноко, Людмила поставила рядом снежного волка - как в мультике «Ну, погоди!».
Змею видеть около вуза студенты не захотели. Противная, мол, давайте лучше Деда Мороза и Снегурочку. Но змее, видно, такая замена была не по душе. Скульптуры долго не простояли: нашлись вандалы, которым было приятно уничтожить хрупкую красоту. В Год Лошади символ изо льда гарцевал, как ему и положено. Экспериментов с тематикой Людмила Николаевна решила больше не ставить.
- Следующей должна была быть коза, но ее я уже лепила. Поэтому сделала оленя. Красивый получился, величественный. Рога я делала из проволоки, а потом облепляла их снегом.
«Я подъедала
за обезьяной бананы»
Обезьяна, «хозяйка» 2004-го года, сидела уже около дома Людмилы Николаевны. В связи с уходом с работы. В лапе торчало любимое лакомство - банан. Его приходилось менять каждый день, потому что на морозе заморский фрукт постоянно чернел. Людмиле из-за этого приходилось подъедать за обезьяной бананы - жалко было выбрасывать.
Снежный Петя с гребешком из ярко-красной материи из-за оттепели простоял недолго. А вот прошлогодняя собака долго охраняла хозяйский дом, высунув алый фланелевый язык.
- Несколько раз я ее подправляла, потому что ребятишки на ее спине катались. Хорошо, что сейчас прошло то время, когда скульптуры мои ломали, - говорит Людмила. - Наоборот, приходят полюбоваться. Вот так: все началось с любви к одному человеку, а закончилось любовью ко всему человечеству. Хотя почему закончилось? Продолжается!
Николай Семенов, Тольятти