9 апреля 2007 г.
Лановой не спешит итожить: удалась ли жизнь?
Шутит: «Вскрытие покажет»
Народный артист СССР дважды просыпался знаменитым. В первый раз после выхода на экраны фильма молодых режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова «Павел Корчагин» эта популярность носила массовый и, как говорит сам Василий, «народный» характер. Мешки писем со всего Союза буквально негде было ставить в квартире – все углы и комнаты были забиты ими. Вторая большая волна народной любви пришла к нему после фильма Владимира Рогового «Офицеры».
Оккупация
Родился будущий актер 16 января 1934 года в Москве – спустя три года, после того как его родители переехали в столицу в неурожайный на Украине год. Единственным местом, куда его отец смог устроиться на работу, был химический завод. А позже переехала и мать. Войну Василий встретил 7-летним мальчишкой, на Украине, куда был отправлен к родителям отца с двумя сестрами. Сам он впоследствии вспоминал: «На станцию Абамелково, что в трех километрах от нашей деревни Стрымба, мы приехали ранним утром 23 июня. Встречал дедушка, и едва мы сошли с поезда, он сказал, что началась война.
Однажды немец, который ночевал в доме Лановых, подарил мальчику свой ремень, который впоследствии чуть не стоил Василию жизни. Случилось это так: подъехал офицер немецкой армии и, увидев Василия, играющего с ремнем, приказал подойти и отдать его. «Не дам, мой ремень», – запротестовал ребенок. Тогда фашист снял автомат и дал очередь над головой мальчика... Бабушка упала в обморок, а дед застыл в оцепенении. Лановой молча снял ремень и протянул его немцу. Еще долго после того случая Вася продолжал заикаться...
Его родители, оставшиеся в Москве, в первые годы войны разливали химическую жидкость, используемую для противотанковых гранат, – производство, чудовищно вредное для здоровья… Оба они стали инвалидами – к концу войны практически не передвигались. Но… едва услышали по радио, что советские войска освободили Попелюхи, Котовск, Кодиму – крупные населенные пункты близ деревни Стрымба, мать, не раздумывая, села в поезд, вернее ее посадили – сама она уже не могла ходить, и отправилась в дальнюю дорогу, не зная, найдет ли в живых своих детей. Через месяц Василий с сестрами вернулся в Москву.
Причешите уши!
Как-то мальчик с товарищем увидел театральную афишу «Марк Твен, «Том Сойер», «Друзья из Питтсбурга». Ребята решили сходить на спектакль. Увидев на сцене своих сверстников и узнав, что и сами могут стать членами драматического кружка, стали ходить на занятия. Для 13-летнего Василия и других мальчишек военной поры студия стала вторым домом… Поначалу ему не удавалось блистать в главных ролях: мешали заикание и сильный украинский акцент. Первым спектаклем стал «Дорогие мои мальчишки» по пьесе Льва Кассиля. Юному актеру позволили выйти в массовке. Он играл одного из пионеров, который бойко докладывал председателю дружины: «Был в госпитале. Провел громкое чтение вслух и еще две книги про себя. Сочинение Маркова Твенова, очень интересно!» Его поправляли – Марка Твена. И в другой раз он уже говорил – Марка Твнова. И лишь на третьем спектакле сказал как надо. Правда, говорил с жутким украинским акцентом. Особенно выдавала буква «г». Постепенно он набирался опыта и вскоре, в спектакле «Аттестат зрелости», сыграл главную роль, за которую на Всесоюзном конкурсе самодеятельных театров был удостоен первой премии.
После окончания 7-го класса в школу, где учился Василий, пришли военные летчики, рассказали о своей профессии... и он подал документы в летное училище. Однако Сергей Штейн (руководитель театральной студии лично поехал в училище и забрал документы Ланового. Ему было жаль отдавать своего талантливого ученика. Всерьез о профессии актера юноша тогда еще не думал. И поэтому из желания не столько поступить, а больше из любопытства отправился в Театральное училище имени Щукина. Всего комиссией было просмотрено около 150 человек, а приняты только двое: один из них – Василий Лановой.
Трудно сказать, что повлияло на юношу, но в 18 лет он изменил своей мечте стать актером – поступил в МГУ на факультет журналистики. А едва сдав экзамены, отправился вместе со своим другом Володей Земляникиным в Керчь, к родным, отдыхать… Там-то он и получил вызов на пробу в фильме «Аттестат зрелости». К тому времени он – на лето – уже постригся под нулевку, так что когда приехал в Москву и предстал перед режиссером фильма Татьяной Лукашевич, увидел ужас на ее лице. Не стесняясь, прямо при Лановом трагическим голосом она воскликнула: «Боже мой, кого вы мне привели? Кому в голову могла прийти такая мысль?» Юноша понял, что терять уже нечего, и ответил ей в тон: «Действительно, кому в голову могла прийти такая чушь?» Тут она более внимательно взглянула на не в меру бойкого парня. «Ну-ка, наденьте ему что-нибудь на голову, – скомандовала она. – Причешите ему эти уши».
Первая роль в кино стала своеобразной заявкой на право учиться актерской профессии. Оставив факультет журналистики, Лановой вернулся в театральное училище… А в 1956 году наступает один из переломных моментов в биографии артиста – ему предлагают роль Павки Корчагина.
В 1957 году после окончания училища Лановой становится артистом одного из самых именитых театров Москвы – Театра имени Вахтангова. Где в первые годы работы был занят в ролях, главным образом, романтических: принцы, полководцы, рыцари.
Личная жизнь – табу!
Артист с удовольствием рассказывает о годах минувших. Единственное – не распространяется на тему своей личной жизни. «Да не хочу я никого впускать в свою личную жизнь! Поймите, артист не может жить без тайны, – восклицает Лановой. – Как только он начинает выворачивать себя наизнанку, то тут же становится неинтересен публике. Мне никак не понять некоторых наших актеров, которые готовы трусы снимать и показывать всем, что в них находится, лишь бы не терять дешевой популярности у зрителей. Я никогда не был брюзгой, не чувствую себя стариком ни по каким параметрам, но есть же какие-то цивилизованные нормы поведения, которые художник не должен нарушать…»
А вот его первая жена, актриса Татьяна Самойлова, наоборот – с удовольствием делилась воспоминаниями: «Лановой, вскоре после того как увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: «Кто ты?» Я почему-то ответила: «Я дочь своих папы и мамы».
У молодых началась нежная взаимная любовь… Как вспоминала Татьяна – «долгий роман на ногах»: встречались в метро, на бульварах в центре Москвы, на Старом Арбате… Летом 1955-го они поженились и стали жить у девушки дома – в 18-метровой комнате. Но брак их был недол-гим: в 1957-м артиста послали в Китай с его фильмом «Павел Корчагин», а после возвращения домой они расстались.
– Он безумно много работал, и жить с ним было тяжело: его никогда не было дома, – вспоминала актриса. – Вася сразу стал знаменитым… Мне было не угнаться за ним…
Со второй супругой – актрисой Тамарой Зябловой – Лановой прожил совсем недолго. Женщина рано ушла из жизни. А вскоре Василий женился в третий раз – на Ирине Купченко. От этого брака у них двое детей – Саша и Сережа. Имена, как признался сам артист, дали в честь поэтов Пушкина и Есенина.
Красиво плывет…
Лановому в жизни повезло – и реализовать себя удалось (хотя так и остались несыгранными столь желанные им Чацкий и Гамлет), и наследниками обзавестись. Кстати, то ли в шутку, то ли всерьез, но своей самой любимой ролью актер считает эпизод в комедии «Полосатый рейс», где его герой, вальяжно лежа на пляже, бросает фразу: «А красиво плывет та группа в полосатых купальниках». «Эта вещь – на все времена», – улыбается актер. Однако как бы там ни было, а несмотря на десятки сыгранных ролей, для большинства зрителей имя Ланового прежде всего ассоциируется с Иваном Вараввой из бессмертных «Офицеров» режиссера Владимира Рогового.
– Эта картина странной судьбы, – рассуждает народный артист СССР. – Прошло больше 30 лет, картину каждый год показывают, и все смотрят по несколько раз. И все равно говорят: «Ну, «Офицеры»! Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в этом свое. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва… В фильме четко разделились обязанности. Юматов – реализм, Лановой – романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник…»
Как бы там ни было, счастливым себя актер называть не спешит. Равно как и подводить итоги: удалась ли жизнь? Говорит, «вскрытие покажет». И добавляет, что ответы на все остальные вопросы – у его сценических героев. Например, у персонажа из «Посвящения Еве», произносящего: «Жизнь – это обман. Нас помещают в нее, не спрашивая нашего согласия, и выставляют вон против нашей воли. Едва нам кажется, что мы что-то обрели, как это «что-то» исчезает. И любим мы лишь призраков, а все остальное для нас – загадка, которую нам никогда не разгадать».
Во время съемок «Офицеров» с артистом произошел
курьезный случай. Самым сложным оказалось сыграть пожилого генерала. Один раз после съемок загримированный Лановой в генеральском мундире возвращался домой на своей машине через всю Москву. По дороге разговорился с Алиной Покровской, да так, что не заметил, как проехал на «красный». Свисток милиционера. Ничего не оставалось делать, как выйти и извиниться перед гаишником. Это и решил сделать артист, забыв про свой генеральский вид. Милиционер что-то бормотал про права, совершенно не глядя на Ланового. Василий начал извиняться. Но едва милиционер поднял глаза и увидел генерала, тут же бросился бежать. Только тогда до артиста дошло: мундир генерала спас его от «дырки» в правах.
www.press-volga.ru