22 января 2007 г.
В понедельник в стране начался осенний призыв. Последний призыв на срочную военную службу, по которому молодые люди встанут под боевые знамена на полтора года. Следующий набор уже будет постигать военные науки, оттачивать боевое мастерство, а также собирать дембельский альбом и отстаивать «дедовские» привилегии в течение всего лишь года. Беспокоюсь, не упустили бы чего – уж очень срок мал.
Видимо, в Минобороны и профильном комитете Госдумы знают какую-то страшную военную тайну, и, может быть, даже не одну. Например, такую: как за считанные месяцы из вчерашнего школьного троечника-двоечника подготовить классного оператора радиолокационной станции или планшетиста для войск ПВО. Ведь если бы не знали оные должностные лица такой тайны, то и не говорили, что сокращение срока срочной службы есть радикальный способ решить основные армейские проблемы. Вот же, сам заместитель начальника Генштаба ВС России генерал-полковник Василий Смирнов на днях оценил качество призывного контингента как неудовлетворительное. А ведь «на гражданке» даже каменщиков, машинистов кранов и станочников в лицеях готовят два года. Как же, в таком случае, за год подготовить солдат для расчета ракетной установки, на худой конец – водителя современного танка, напичканного сложнейшей техникой? Нет, определенно, есть у военных свой секрет. Иначе не подавалось бы сокращение срока срочной службы как выдающееся достижение в российском военном строительстве.
Понятно, конечно, что перевод армии на контрактную основу неизбежен. И это нормально. Но если службы по призыву, пусть и столь короткой, не будет, где тогда брать контрактников? Выходит, что готовить их придется в каких-то учебных центрах. А если о них и речи нет, то призыв на срочную службу не отменят в обозримом будущем, разве только срок еще сократят. Например, до полугода. И будет это называться «курс молодого бойца». Но оставим военные секреты военным. Мне в последнем призыве на 1,5 года видится другое. Наставники-офицеры должны быть готовы к резкому всплеску дедовщины в подразделениях, где вместе придется служить полуторагодичникам и ребятам, призванным на год. Ко времени «весеннего призыва-2008» нынешние новобранцы превратятся в плохоуправляемую командирами агрессивную силу, и «годичникам» будет не до совершенствования боевого мастерства. Вот тогда призыв, на самом деле, может оказаться последним. Впрочем, у отцов-командиров еще есть время для подготовки к «переходному» периоду. Может, и обойдется.
Мария Лазарева