22 января 2007 г.
Вопрос о массовом увольнении директоров самарских школ за последнюю неделю вышел не только на региональный, но и на федеральный уровень, получив серьезный резонанс в общероссийских СМИ. В Самарской области ситуацию под свой контроль взяла партия «Единая Россия». В итоге, по инициативе депутатской фракции «ЕР», директорский вопрос был включен в повестку очередного пленарного заседания Самарской губернской думы.
По словам председателя комитета по образованию и науке СГД Владимира Милюткина, представлявшего вопрос на пленарке, причины, по которым шестнадцать руководителей образовательных учреждений были лишены своих рабочих мест, до сих пор остаются не ясными. Во всяком случае, никаких заметных нарушений в работе уволенных директоров до сих пор не было обнаружено. А вот в деятельности руководителя городского департамента образования подобные нарушения зафиксированы. О чем через СМИ областная прокуратура уже известила общественность. В итоге областные парламентарии предложили муниципальным властям пересмотреть свое решение об увольнении опальных директоров.
Напомним, что практически сразу после начала массовых увольнений представители областного парламента создали депутатскую комиссию, которая посетила те учебные заведения, в которых произошла немотивированная смена руководства. Вердикт комиссии был однозначным - учреждения имеют хорошую репутацию, дружные коллективы, неплохую материальную базу, подготовка к началу учебного года в них была проведена успешно. В защиту уволенных директоров выступили и парламентарии федерального уровня. В частности, заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы Валентина Иванова пообещала взять ситуацию под особый контроль. Помимо морально-этического аспекта, касающегося столь странного решения в отношении заслуженных работников, в этой истории есть и юридические аспекты. Во-первых, увольнения прежних директоров и назначение новых были проведены в обход областного министерства образования, что нарушает условия договора, заключенного между министерством и мэрией Самары в апреле этого года. Во-вторых, прокуратурой Самарской области было проверено поступившее обращение директоров семи образовательных учреждений о принуждении их вступить в политическую партию «Справедливая Россия» со стороны руководителя департамента образования администрации городского округа Самара Александра Каймакова. В ходе проверки выяснилось, что подобное принуждение действительно имело место. Что является нарушением статьи 30 Конституции РФ, гласящей, что никто не может быть принужден к вступлению в политическое объединение и к пребыванию в нем, а также ряда федеральных законов.
Для разъяснения ситуации на заседание думы был приглашен глава Самары Виктор Тархов, однако вместо него отстаивать позицию городской власти пришлось первому вице-мэру Сергею Арсентьеву. По словам Арсентьева, абсолютное большинство уволенных директоров являлись плохими руководителями и никудышными администраторами, школы содержались в плохом состоянии, показатели учебной деятельности катастрофически снижались… И смена этих руководителей являлась неотъемлемым условием процесса борьбы за качество образования в городском округе.
Однако, если смотреть на ситуацию объективно – то есть с точки зрения документов и фактов, получается, что перечисленные обвинения не вполне соответствуют действительности. В частности, приказом мэрии от 5 июля этого года, подписанным Александром Каймаковым, был премирован за успешную работу, эффективную управленческую деятельность и высокие показатели в работе ряд директоров самарских школ. И в этом списке, помимо прочих, числились и фамилии тех директоров, которые два месяца спустя стали бывшими директорами. Якобы по причине неуспешной работы, неэффективной управленческой деятельности и низких показателей работы. Неувязочка получается, - констатировал депутат Михаил Матеев, обнародовавший на заседании выдержку из данного приказа. Более-менее логично прокомментировать неувязочку господину Арсентьеву не удалось. Из его объяснений получалось, что директора были премированы не за успешную работу, а, можно сказать, просто так. «Вы все прекрасно знаете, что директора школ получают зарплату, которая не соответствует тому трудовому вкладу, который осуществляет любой директор школы… Мы по возможности старались в рамках действующего законодательства выделять на премирование директоров школ средства, которые предусмотрены законодательством», - заявил Арсентьев. Заявление это показалось присутствующим по меньшей мере странным. Равно как и якобы снизившиеся показатели качества обучения. Стоит отметить, что 12 самарских школ в прошлом году вообще не прошли аттестацию, однако их руководители остались на своих местах. «Анализ школ Промышленного района, в которых уволены директора, показывает, что все эти школы имеют хорошую материальную базу, бассейны, спортивные залы, большую площадь, окружающую территорию, многие из этих школ сдают площади в аренду. То есть невольно просматривается определенный экономический интерес к этим объектам, - предположил областной министр образования и науки Валерий Путько. - Все эти школы были хорошо подготовлены к учебному году, имеют хорошие показатели. В городе достаточное количество более слабых школ и школ, возглавляемых людьми пенсионного возраста. Складывается впечатление, что данная акция имеет целью устрашение директоров, которые сегодня и так запуганы, боятся всего, даже обратиться к нам за финансовой помощью для проведения ремонта, чтобы не впасть в немилость городской администрации».
По словам министра, за истекшие десять месяцев 2007 года в Самаре было уволено 20 директоров школ, из них против их желания и без согласования с областным министерством – 16 человек. Документ, предусматривающий необходимость такого согласования, появился после увольнения в начале года четырнадцати директоров. Его необходимость была продиктована, в частности, и юридическими и финансовыми моментами. Согласно действующему законодательству, городская власть отвечает только за техническое содержание школ, за материальную сторону, а контроль за качеством образования и образовательным процессом – прерогатива областного министерства образования. К тому же заработная плата директорам выплачивается из областного бюджета. А статья, по которой были уволены директора, предусматривает выплату при увольнении пособия в размере трехмесячной зарплаты. «Это деньги из бюджета области, и непонятно, почему городская администрация распоряжается бюджетом губернии», - заявил Валерий Путько.
По словам министра, не так давно в школах города стали появляться письма в адрес министерства образования и науки, где предлагалось согласовать увольнение 17 директоров. «Эти письма не доходили до нашего министерства, а большим тиражом распространялись по школам города, нам их принесли из школ, - сказал Путько. - Мы сделали официальный запрос в мэрию города Самары. В ответ получили письмо от администрации с просьбой согласовать увольнение шести директоров. Это письмо было очень внимательно рассмотрено, и согласовано три увольнения, с учетом преклонного возраста директоров и их личных заявлений. По оставшимся трем кандидатурам согласования не было. Более того, было созвано заседание координационного совета, который создан в рамках соглашения для урегулирования спорных вопросов. На этом совете, который мы проводили в конце августа, городская администрация нас заверила, что больше без согласования с министерством увольнения директоров происходить не будут. Тем не менее, не только без согласования, но и без уведомления было уволено сразу 14 директоров. В ответ на эти действия министерство было вынуждено обратиться в областную прокуратуру. Также совместно с профсоюзной организацией учителей нами было направлено письмо Тархову. Но ответа мы не получили».
Как пояснил журналистам в перерыве думского заседания представитель областной прокуратуры Данила Левичев, само по себе нарушение соглашения, подписанного на областном уровне, не содержит состава преступления, поскольку нормы федерального законодательства были при увольнении соблюдены. А вот агитация, предложения вступить в политическую партию, а тем более принуждение к вступлению в политическую партию в рабочее время, в том числе при проведении проверок подведомственных учреждений, связанные с использованием должностного положения в качестве муниципального служащего, являются грубейшим нарушением требований законодательства, игнорированием конституционных основ Российской Федерации.
Правда, первый вице-мэр подобные действия со стороны представителей муниципалитета категорически отрицал. Но прокуратура подтвердила – такие факты имели место.
Отрицал Сергей Арсентьев и то, что директора были уволены без предоставления нового места работы. «Со всеми директорами была проведена встреча, всем директорам была предложена работа, и основная масса директоров, которых уволили, остались работать в школах в различных должностях, в том числе в должности заместителя директора», - заявил он. Однако бывший директор школы № 43 Любовь Горшенина – кстати, одна из тех, кто был в июле премирован за ударную работу, а в августе уволен за отсутствие оной – призналась, что узнала о якобы сделанном ей предложении поработать методистом в школе только из выступления вице-мэра перед областными парламентариями.
«Вы ведь тоже учились в школе, вы, наверное, помните своих учителей, своего директора… Если бы вашего директора, заслуженного человека, поставили в такую ситуацию? Страшно, что такие ученики, как вы, есть», - резюмировала свою позицию в отношении Арсентьева вице-спикер думы Галина Светкина. После бурного и продолжительного обсуждения парламентарии проголосовали за предложенный проект решения, в котором главе Самары Виктору Тархову предлагалось рассмотреть вопрос о восстановлении на работе уволенных директоров; городской думе – рассмотреть на своем заседании вопрос о массовых увольнениях; а также направить данное постановление губернатору Самарской области, главе Самары и городской думе для решения вопроса.
Татьяна Федорова