22 января 2007 г.
На пленарном заседании Самарской губернской думы был утвержден в первом чтении трехлетний бюджет губернии, рассчитанный на 2008-2010 годы. Губернатор Владимир Артяков обратился к депутатам с посланием, основная суть которого сводилась к следующему – формирование нового бюджета будет принципиально иным, чем прежде.
На прошлой неделе все комитеты думы одобрили проект бюджета, а в конце недели его рекомендовали к принятию профильный комитет и фракция «Единая Россия», имеющая большинство голосов в областном парламенте.
Первый в области трехлетний бюджет был принят в соответствии с новым кодексом, а его реализация будет проходить в условиях государственной бюджетной реформы. В силу этого значительно изменится подход к принципам формирования. «Действовавший до сих пор порядок бюджетных отношений предусматривал формирование мероприятий по направлениям затрат. В итоге мы получали результат в виде количества пролеченных и обученных, километров построенных дорог. О качестве речи не шло», - заявил Владимир Артяков. Новый бюджет, по его словам, перестает быть просто перечнем затрат, в нем на первый план выходят задачи ориентации на конкретный конечный результат. В силу этих задач изменится и степень ответственности распорядителей бюджетных средств, в частности, руководителей министерств и департаментов. Ответственность за решение поставленных в бюджете задач будет персональной, подчеркнул губернатор.
Еще одним новшеством, предложенным главой области, был запрет на увеличение числа государственных служащих. «Считаю, что имеющаяся численность госслужащих достаточна для реализации полномочий правительства Самарской области. Более того, должна быть проведена работа по их сокращению», - заявил Артяков.
Также подчеркнул губернатор и социальную направленность нового бюджета. «Несмотря на то, что в Самарской области уровень социальной поддержки населения является одним из самых высоких среди регионов Приволжского федерального округа, мы не должны останавливаться на достигнутом. Необходимо искать варианты дальнейшего усиления социальной направленности бюджета в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура и социальное обеспечение вне зависимости от масштаба проблем», - сказал губернатор. В результате внесения изменений в первый вариант проекта бюджета объем средств, запланированных на финансирование социальной сферу области, увеличился на 1 млрд 18 млн рублей. Эти средства будут направлены на ремонт больниц и школ, строительство и реконструкцию дорог и других социально значимых объектов области. В частности, дополнительно запланированы средства в размере 379 млн рублей на финансирование капитального ремонта учреждений здравоохранения; включены средства в размере 100 млн рублей на оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов для проведения капитального ремонта муниципальных общеобразовательных учреждений; предусмотрены также средства в размере 100 млн рублей на строительство жилья для работников бюджетной сферы; предусмотрены средства на увеличение штатной численности обслуживающего персонала в стационарных учреждениях службы семьи в размере 31 млн рублей. В бюджете на 2008 год также предусмотрены субсидии местным бюджетам на компенсацию расходов по ЖКХ в размере 200 млн рублей, субсидии инвесторам в жилищном строительстве – 50 млн рублей, на 170 млн рублей увеличены субсидии на реконструкцию и строительство областных автомобильных дорог.
В целом доходы области с учетом федеральных средств составят 68 833 млн рублей, расходы – 78 064 млн рублей.
Депутаты приняли трехлетний бюджет в первом чтении. Теперь начнется плановая работа в рамках согласительной комиссии по уточнению параметров, распределению средств внутри статей.
Один из спорных вопросов, требующих дополнительного обсуждения – финансирование среднего образования. Администрации Самары и Тольятти настаивают на полноте финансирования, тогда как сейчас потоки разделены: учебный процесс оплачивает губернское правительство, а за содержание зданий и прочую матчасть отвечают муниципалитеты.
Свою позицию губернские власти мотивируют тем, что отвечают за государственный образовательный стандарт и качество услуг. Поэтому и финансируют зарплату учителей, закупки учебных пособий и оборудования, и т.д. Города в ответе за содержание школ: ремонт, коммунальные услуги. Субъекты РФ не могут передавать кому-либо полномочия по контролю за выполнением образовательного стандарта.
Еще один нюанс: если бы, как раньше, финансирование учебного процесса тоже шло через муниципалитеты, это могло бы снова привести к задержкам в выплате зарплаты учителям. Тогда как финансирование через образовательные округа уже давно решило эту проблему.
Людмила Николаева