22 января 2007 г.
На прошлой неделе начальник УГИБДД ГУВД Самарской области Валерий Трофимов рассказал представителям СМИ о выявленных фактах коррупции в ГИБДД. Одним из самых нашумевших дел было удаление с серверов данных о тех гражданах, которые были лишены прав на управление ТС. По словам Трофимова, некоторые из эпизодов этого дела в скором времени будут переданы в суд. И уже есть конкретные обвиняемые. Правда, фамилий при этом он не назвал.
Всего, по словам Трофимова, возбуждено 15 уголовных дел, обвиняемыми по которым проходят как рядовые граждане, так и сотрудники ГИБДД. Преступление удалось выявить после проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры. Было установлено, что чистки на сервере осуществлялись на протяжении почти года. После того как фамилия лишенного прав гражданина исчезала с сервера, он спокойно шел в ГИБДД и с чистой совестью получал дубликат якобы утерянного водительского удостоверения. Такая «услуга» оценивалась в сумму от 30 до 80 тысяч рублей. Если водитель был лишен прав по постановлению суда, то сумма, соответственно, увеличивалась.
В данный момент, как заявил Валерий Трофимов, готово к передаче в суд одно дело, расследование по которому проводила прокуратура Промышленного района. Впоследствии к этому делу был подключен и контрольно-профилактический отдел (КПО ГИБДД, в функции которого входит выявление фактов коррупции, правонарушений и злоупотребления должностными полномочиями среди сотрудников автоинспекции. Из 15 уголовных дел часть была возбуждена в отношении неустановленных лиц, хотя установка личности причастных к уничтожению данных с сервера - лишь вопрос времени.
Факты взяточничества имеют место не только среди сотрудников Госавтоинспекции. Так, КПО ловит с поличным и тех, кто предлагает деньги инспекторам. По одному из таких дел уже вынесен приговор, который оказался весьма суровым – гражданин получил 4 года лишения свободы, так как на момент совершения преступления он еще не отбыл условное наказание, это было принято во внимание судом при вынесении приговора. Что касается взяток, то в уголовных делах фигурируют суммы от 500 рублей до 25 тысяч. Внушительные размеры взяток обусловлены тем, что водители, наказанные за езду в нетрезвом состоянии, готовы заплатить тысячу долларов за то, чтобы вернуть права.
Начальник ГИБДД подчеркнул, что сумма взятки зависит от того, кто ее предлагает и кому ее предлагают. Самому начальнику ГИБДД предлагали взятку в виде автомобиля Toyota Land Cruiser. На встрече с журналистами Валерий Трофимов рассказал также об итогах работы в целом контрольно-профилактического отдела за 8 месяцев этого года. По результатам проверок КПО было возбуждено 9 уголовных дел, в основном это факты, связанные с вымогательством денег инспекторами с нарушителей. В особо сложных случаях КПО работает в связке с органами прокуратуры и управлением собственной безопасности ГУВД области. Кстати, в данный момент Самару используют в качестве базы для повышения квалификации. На территории области в данный момент находятся сотрудники КПО из 19 регионов России. Их также привлекают к проведению тех или иных операций. Валерий Трофимов объяснил: те, кого ловят, зачастую знают в лицо тех, кто их ловит. Основное внимание КПО, как правило, уделяет таким подразделениям, как ДПС и отдел по исполнению административного законодательства. Именно здесь, по статистике, больше всего фактов взяточничества со стороны сотрудников ГИБДД.
В данный момент также расследуются обстоятельства уголовного дела в отношении одного из сотрудников дорожно-патрульной службы. Инспектор сбил на автомобиле двух человек и скрылся с места происшествия, но личность инспектора была практически сразу установлена и вскоре он был задержан. В данный момент подозреваемый до окончания следствия находится под подпиской о невыезде. Валерий Трофимов подчеркнул, что арестовывать инспектора не стали потому, что наезд на пешеходов носил непредумышленный характер.
В конце августа начальник Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко обрушился с острой критикой в адрес сотрудников ГИБДД. Последние, по мнению Левченко, не следят за порядком на железнодорожных переездах, отчего нередко происходят аварийные ситуации. На совещании Левченко пригрозил, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, то он вынужден будет закрыть ряд переездов. Валерий Трофимов так прокомментировал высказывание начальника КбшЖД: перекрыть переезды Левченко вряд ли позволят. Если же он это сделает, то управление железной дороги будет завалено судебными исками, как от рядовых автомобилистов, так и от компаний, занимающихся транспортными грузоперевозками. В адрес Анатолия Левченко Трофимов сказал: прежде чем делать подобные заявления, необходимо иметь проверенную информацию: «Никто не обязан стоять на переезде и регулировать движение поезда и движение транспорта», – сказал начальник ГИБДД.
В прошлом году, когда Валерий Трофимов был назначен на должность начальника УГИБДД Самарской области, он рассказывал о случае, когда на одном из постов области его автомобиль остановил прапорщик милиции. По словам Трофимова, этот прапорщик своим внешним видом и поведением оскорблял не только свое достоинство, но и всех сотрудников ГАИ. В прошлом году Трофимов обещал разобраться с нерадивым прапорщиком, и журналистов интересовало, сдержал ли начальник УГИБДД свое обещание. Как выяснилось, Валерий Трофимов про этот случай не забыл. Видимо, с прапорщиком, который стоял на посту в грязной форме, провели соответствующую беседу. Как сказал начальник УГИБДД, теперь прапорщик больше не оскорбляет своим внешним видом автомобилистов и начальство. А в этом году ему было присвоено офицерское звание.
Валерий Ржевский