22 января 2007 г.
"Пластик" стремительно вытесняет из кошельков россиян наличность. Только за первые три месяца этого года наши соотечественники совершили операций с картами на сумму свыше 1,2 трлн рублей. И хотя львиная доля этой суммы пока еще приходится на получение наличных по дебетовым картам, эксперты единодушно отмечают, что россияне все чаще оплачивают с помощью карт товары и услуги. Как обстоят дела с расчетами по пластиковым картам в Самаре, выяснил Репортер.
По данным Центробанка, к началу второго квартала 2007 года в России выпущено свыше 81 млн пластиковых карт, тогда как на начало года их было 74,7 млн. Только за прошлый год объем российского рынка пластиковых карт вырос на 36,77%, а эмиссией, или эквайрингом банковских карт занимаются сегодня свыше 733 кредитных организаций.
Пластиковые карточки делятся на два основных вида: дебетовые (на них обычно перечисляют зарплату и кредитные. По кредитной карте можно приобрести товар на средства банка и позднее расплатиться с ним вместе с процентами и комиссионными, а по дебетовой карте мы расходуем деньги прямо со своего личного банковского счета.
Если вы не за границей, то комиссия за оплату товара с помощью карты не берется. Но за другие виды операций по карте с вас могут взять комиссию. К примеру, в некоторых банках за обналичивание долларов в своих банкоматах удерживают 0,7% от суммы, а в чужих -1% или $3. Некоторые банки устанавливают ежемесячную плату за обслуживание счета или за снятие наличных. Но в основном банки предоставляют большинство услуг по пластиковой карте бесплатно.
Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13% и на другие (включая DinersClub и JCB)-4%.
С помощью карточек можно оплачивать товары и услуги в магазинах, ресторанах, на бензозаправочных станциях. Это удобно: не надо носить с собой кошелек, искать сумму без сдачи и просто бояться потерять деньги. К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН, доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это подтверждает Владимир Рыжков. По его словам, в самарских супермаркетах "Перекресток" доля карточных платежей составляет всего лишь 5-6%. С другой стороны, сегодня в Самаре мало магазинов, которые могут похвастаться специальным кассовым оборудованием для расчетов по карте. Это, несомненно, создает определенные трудности в использовании пластиковых карт. "Продвинутым" покупателям приходится носить с собой и наличные средства, и банковские карточки. Ведь даже не всегда в супермаркете есть банкомат, который обслужил бы твою карточку без комиссии. Не говоря уже о том, что довольно часто они оказываются сломанными. "На данный момент сервис оплаты товаров и услуг с помощью пластиковых карт не развит в Самаре. Региональные банки не доросли, а федеральные - не успели как следует развернуться в Самаре. Ведь для оказания таких услуг необходимо специальное технологическое оснащение, а именно - кассовое оборудование и связь", - заявляет Алексей Сорокин,пресс-секретарь банка "Солидарность".
Тем не менее, рынок платежных карт все больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты, как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание. "Можно отметить положительную тенденцию в развитии рынка пластиковых карт. Для банков оказание услуг по пластиковым картам является привлекательным сегментом деятельности, поэтому в дальнейшем этот рынок будет активно развиваться", - добавляет Алексей Сорокин. С ним соглашается директор Самарского филиала ТД "Перекресток". "Несмотря на целый ряд проблем, рынок пластиковых картразвивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды. Самарские покупатели все чаще оплачивают товары и услуги с помощью банковских карт", - утверждает Владимир Рыжков.
Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах, и доля зарплатных карточек составляет порядка 80% от всех выпущенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.
Стимулом к использованию пластиковых карт послужит сочетание двух условий. Во-первых, механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Во-вторых, пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Отдел политики