25 января 2007 г.
Самарский рынок коммерческой недвижимости активно развивается. Особенно в последнее время. Об этом красноречиво свидетельствует строительство многочисленных торговых центров, заявления девелоперов о своих планах на будущее и приход в Самару новых игроков розничного рынка. Но, по мнению экспертов, в ближайшее время ни рынок коммерческой недвижимости, ни ритейловый рынок перенасыщены не будут.
Осень в Самаре - классический сезон для открытия нового торгового центра. Осень-2007 не отступает от традиций: так, совсем недавно открылись или скоро откроются 5 больших магазинов.
Уже 1 октября на ул. Ново-Садовой, в строящемся возле «Пирамиды» торговом центре, открывается забытый было супермаркет «Самара-Продукт». Торговая площадь магазина составит 1500 кв.м. Бывшие учредители сети «Самара-Продукт» Борис Храпатый и Юрий Макаров решили начать развивать собственный ритейловый проект под старым брэндом «Самара-Продукт». Кроме того, бизнесмены построят собственный торговый центр на площадях принадлежащих им складов на улице Авроры. В настоящее время разрабатывается проект торгового центра и расчищается под него площадка. Уже известно, что это будут 4 этажа на 2,5 тыс. кв.м каждый. Первый этаж займет супермаркет «Самара-Продукт», на другие площади будут привлекаться арендаторы. Инвестиции в запускаемый ими новый проект составляют порядка $10 млн. Планируется, что торговый центр будет построен к ноябрю следующего года.
Подходит к концу реализация еще одного проекта - строительство торгового центра «МЕГА» на территории поселка Красный пахарь (Красноглинский район). Как заявляют представители «ИКЕА», открытие торгового комплекса намечено на ноябрь 2007 года. Но, как уже писал Репортер, у шведской компании до сих пор нет разрешения на строительство ТРЦ «МЕГА», поэтому заявления представителей «ИКЕА» вызывают большие сомнения. Напомним, что продуктовым «якорем» в этом торговом комплексе станет «Ашан», один из гипермаркетов французской сети. Кроме того, зимой 2007-2008 годов гипермаркет «Ашан» может открыться в третьем ТРК компании «Виктор и Ко», который возводится на ул. Дыбенко. Он займет 22,5 тыс. кв.м.
В конце 2008 года на самарском розничном рынке появится еще один новый игрок. Самара станет вторым городом в области после Тольятти (собственно, в Автограде этот ритейлер открыл свой магазин пару недель назад), где начнет работать «Вестер». В планах развития федеральной сети до 2014 года значится открытие в Самаре шести торговых объектов, 3 из которых будут работать в формате гипермаркета, 3 - супермаркета. Ближайшие открытия запланированы на ноябрь и декабрь 2008 года. Общая площадь этих объектов составит 19,46 тыс. кв.м, торговая - 14,5 тыс. Первым будет открыт гипермаркет «Солнечный Брэнд Холл» общей площадью 8 тыс. кв.м, 6 тысяч из которых составит торговая площадь, а вторым - гипермаркет «Самара-Сити» общей площадью 11,46 тыс. кв.м, торговая - 8,5 тыс. Оба помещения компания будет арендовать. При открытии одного супермаркета компания инвестирует в среднем около $600-700 на кв.м, гипермаркета - $800-900. Таким образом, первоначальные инвестиции во вхождение на самарский рынок составят свыше $15,5 млн.
Площадки будут находиться в Солнечном микрорайоне и Железнодорожном районе города. Гипермаркет «Солнечный Брэнд Холл» будет функционировать в ТРК ГК «Берег», который строится в Солнечном микрорайоне. К реализации этого проекта «Берег» приступил в конце 2006 - начале 2007 года. Сдача центра площадью 53 тыс. кв.м намечена на IV квартал 2008 года. Проект продвигает компания «Индаст-Development». ТРК будет включать гипермаркет, мультиплекс, фуд-корт, боулинг, бильярд. Пока договоры не подписаны, и девелопер ведет переговоры с несколькими федеральными ритейлерами.
В августе этого года X5 Rеtail Group завершила покупку площадей бывшего завода «Волгакабель» у группы «Сок». Заводская земля также выкуплена в собственность. Развивать проект будет девелоперская «дочка» группы Х5 Development. Производственные мощности «Волгакабеля» вывезены на другой объект. На территории предприятия осталось около ста пустых построек. Территория завода более 9 га будет очищена. К 2010-2011 годам здесь построят торгово-развлекательный молл. Он включит в себя ТЦ и офисное здание общей площадью порядка 200 000 кв.м, а также отдельно стоящий гипермаркет формата «все для дома», площадь которого составит около 15 000 кв.м. Инвестиции в этот мегапроект составят около $180 млн. На данный момент разрабатывается концепция, потом компания приступит к проектированию, которое займет не менее года.
У Х5-Development это третий проект в Самаре. Компания строит в городе ТЦ «Ипподром» на 3 га земли общей торговой площадью 22 000 кв.м и логистический центр в районе села Новосемейкино площадью 20 000-40 000 кв.м. Молл на территории «Волгакабеля» станет крупнейшим девелоперским проектом группы.
Кроме того, в середине декабря будет открыт супермаркет «Перекресток» в Новокуйбышевске, а именно в ТЦ «Форум». Торговая площадь составит 1200 кв.м. В магазине будут открыты мясной и рыбный цехи, а также пекарня. Ассортимент будет составлять около 14 тыс. наименований продукции. По данным маркетингового исследования, проведенного по заказу Самарского филиала ТД «Перекресток», неудовлетворенность спроса в продуктах населения Новокуйбышевска в 2 раза больше, чем в Самаре.
Комментарий
Дмитрий Баранов, главный аналитик УК «Молл Менеджмент»:
Рынок коммерческой недвижимости представляется многим удобным и выгодным для инвестиций, поэтому он так интенсивно развивается. По сравнению с Европой или Америкой функционирующих торговых центров в нашем городе пока немного.
Конечно, из-за роста числа торговых центров и усиления конкуренции девелоперы и собственники могут пострадать, но ведь они работают с рисками. Чтобы привлечь арендаторов, они будут вынуждены снижать арендные ставки, а при строительстве или реконструкции торговых центров - идти на увеличение затрат, необходимое для использования передовых технологий, устройства эскалаторов, травелаторов, лифтов и т.д.
Активное строительство торговых комплексов усиливает конкуренцию между девелоперами, а приход новых игроков на розничный рынок - между ритейлерами.
Сталкиваясь с ростом конкуренции, ритейлеры тоже будут идти на коммерческие компромиссы, бороться за покупателей. Сегодня в ряде магазинов города наценка на некоторые товары может достигать 300%. Увеличение количества магазинов позволит оператору наращивать объем закупок, минимизировать накладные расходы и в итоге - снижать цены.
Теоретически, открытие новых торговых центров - в интересах рядового потребителя. Во-первых, девелоперы постепенно осваивают новые районы города, развивают новые форматы, «поднимают» ритейл на Безымянке и в других точках, лежащих вдали от Ново-Садовой и Московского шоссе. Во-вторых, результатом конкуренции в конце концов станет повышение качества торгового сервиса и снижение цен.
Рынок сетевой розницы, в том числе сегмент гипермаркетов, в Самаре еще не насыщен. В некоторых густонаселенных районах сетевой торговли практически нет, продукты питания продаются только в киосках, павильонах и на мини-рынках. Там супермаркеты и гипермаркеты могли бы функционировать очень успешно.
Кроме того, стабильно растет покупательская способность населения. При этом нужно понимать, что доход потребителей существенно выше, чем показывает статистика.
Владимир Рыжков, директор Самарского филиала ТД «Перекресток»:
На сетевом продуктовом рынке место еще есть, он занят только на 20-30%. В ближайшие годы розничный рынок ожидает поступательное и быстрое развитие. Рынок коммерческой недвижимости также далек от заполнения. Строительство ТРЦ «МЕГА» окажет определенное влияние на этот рынок, но оно не будет революционным.
Ольга Солтанова