25 января 2007 г.
Выборы всякого рода – дело, безусловно, хлопотное и весьма затратное. На днях в ЦИКе подсчитали, что предстоящие выборы в Госдуму ввергнут отечество в большие расходы: на проведение парламентских выборов из государственного бюджета израсходуют 4 миллиарда 300 миллионов рублей. Очень оригинально оценил эти затраты Владимир Чуров, глава Центризбиркома. По его словам, каждый избиратель заплатит за участие в декабрьских выборах по 40 рублей – «стоимость двух пирожков». Наверное, можно отыскать и другие эквиваленты – это, как говорится, дело вкуса.
Меня никак не покидает ощущение, что мы живем в стране перманентных выборов. Только вроде бы избрали мэра, смотришь - выборы в Губдуму подкатили. Теперь вот парламентские грядут. Не успеют коммунальщики стены домов от наглядной агитации очистить – начнем готовиться к выборам президента. И так далее. И все же есть, есть в череде выборов одно неоспоримое достоинство: именно в «страдную» пору претенденты на государственные должности соревнуются в том, кто глубже проникнется чаяниями и заботами простых избирателей. И электорат эту особенность национальных предвыборных кампаний, в общем-то, просек. Пользуется. Кому крышу починить, кому трубы заменить, кому контейнеры под мусор поставить – кандидаты морщатся, но пожелания стараются выполнить. И обижаются: мы избирателям программу построения светлого будущего, обещания зарплаты и пенсии на порядок увеличить, а они все о своем, приземленном талдычат… А зря они так. Благосклонность избирателей можно сравнить со стратегическим резервом: есть он – можно праздновать победу. Вот, к примеру, на днях одну из партий прокуратура «прихватила» на преждевременной агитации: щиты рекламные досрочно поставили, а на них – портрет лидера. Зря потратили деньги, потому что щиты придется убрать. Другая партия, прокурорским оком пока не замеченная, написала, на щитах опять-таки, что она – партия президента. При том, что президент, слава богу, ни в каких партиях не состоит. В общем, тоже деньги на ветер выбросили. И как это невдомек партийцам - существует другой, вполне легальный, способ обаять электорат. Он прост, как все разумное. Надо сменить программные обещания на будничные дела. За оставшееся до декабря время отремонтировать крыши, заменить трубы, заасфальтировать дворы, скосить амброзию, создать парковки – список можно продолжить, все его возможные пункты на виду. Партии, которая возьмется за такую работу, поддержка подавляющего числа избирателей просто гарантирована. Другое дело, есть ли у нас такая партия?
Лилия Абдуллина