24 января 2007 г.
Вчера глава Федерального агентства по промышленности («Роспром» Борис Алешин был назначен новым президентом группы «АвтоВАЗ». Возглавить предприятие чиновника якобы попросил Владимир Путин, которому Алешин не смог отказать. После этого назначения, как полагают эксперты, перед Волжским автозаводом открылись реальные перспективы не только на получение дополнительных ассигнований из федерального бюджета, но и возможность стать составной частью единого российского автомобильного холдинга - ВАЗ, ГАЗ и КамАЗ.
Назначение Бориса Алешина президентом АвтоВАЗа одновременно можно считать и предсказуемым, и неожиданным. Неожиданным потому, что после ухода прежнего президента группы Владимира Артякова в самарские губернаторы и назначения на должность и.о. Александра Пронина, вице-президента компании, среди возможных кандидатов в президенты Алешин практически никто не называл. На это место прочили вице-президента завода по коммерческой деятельности Владимира Литвина, самого Александра Пронина и вице-президента по развитию автогиганта Максима Нагайцева, который, кстати, уже возглавлял предприятие. В то же время не следует забывать, что Борис Алешин с осени 2005 года, когда контроль над АвтоВАЗом получил «Рособоронэкспорт», вошел в совет директоров предприятия, а в последнее время был в нем первым заместителем председателя Сергея Чемезова. Поэтому назначение выглядит вполне логичным. Как бы там ни было, а теперь у группы «АвтоВАЗ» есть новый президент, который не раз уже делал программные заявления по поводу возможных путей развития отечественного автопрома, и в частности АвтоВАЗа. Именно г-ну Алешину принадлежит идея объединения в единый холдинг трех заводов – АвтоВАЗа, ГАЗа и КамАЗа. В этом случае была бы создана фирма, которая занималась бы выпуском всей линейки автомобилей, начиная от микролитражек и заканчивая тяжелыми грузовиками. По мнению Бориса Алешина, такая компания помогла бы российскому автопрому гораздо эффективнее конкурировать на мировом рынке. При этом теперь уже бывший глава «Роспрома» постоянно говорил о том, что развитие автопрома должно получить статус федеральной целевой программы, и даже называл ее стоимость - 5 млрд долларов.
«Программа подразумевает не тарифную, а бюджетную поддержку российского автопрома. Речь идет о поддержке не только АвтоВАЗа, но и компонентных производств по выпуску трансмиссий, шасси, электроники и т. д. Инвестиции могут быть направлены на разработку АвтоВАЗом новых моделей класса С, полноприводных автомобилей, машин с дизельным двигателем. Только АвтоВАЗу на постановку одной модели в производство требуется не менее $1,2-1,3 млрд», - говорил Борис Алешин в прошлом году. Теперь, похоже, экс-чиновнику представится возможность реализовать свои идеи на практике.
По словам нового президента группы «АвтоВАЗ», вместе с ним на завод придет несколько новых менеджеров, они должны заменить людей из команды Артякова, которые, как предполагает Борис Алешин, рано или поздно перейдут на работу в правительство Самарской области. Кроме этого, г-н Алешин, скорее всего, не станет форсировать процесс подписания соглашения ВАЗа со стратегическим иностранным партнером. "Стратег у АвтоВАЗа появится не ранее середины 2008 года. И это может быть российская компания», - заметил глава волжского автогиганта.
После ухода Алешина из «Роспрома» руководителем этого ведомства временно стал его заместитель Андрей Дутов.
Валентин ЦАПКОВ, специально для GazetaSamara.ru