24 января 2007 г.
Как стало известно Репортеру, вчера на заседании военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ было принято решение о снятии с поста генерального директора СНТК им. Кузнецова Сергея Тресвятского. Теперь в ближайшие 10 дней совет директоров СНТК должен назначить нового директора многострадального предприятия.
В среду, 5 сентября, председатель Федерального агентства по промышленности России Борис Алешин направил на имя главы "Росимущества" Валерия Назарова ходатайство о снятии с поста генерального директора СНТК им. Кузнецова Сергея Тресвятского. По информации Репортера, уже утром 6 сентября вопрос об отставке г-на Тресвятского фактически был решен. На военно-промышленной комиссии, которая состоялась во второй половине вчерашнего дня, этому решению был придан юридический характер, а и.о. генерального директора назначен главный конструктор СНТК Дмитрий Федорченко. И хотя вчера кандидатура Федорченко была безальтернативной, в "Роспроме" подчеркивают, что это временное решение. Совет директоров, который, в соответствии с законодательством, должен пройти в ближайшие 10 дней, выберет и утвердит кандидатуру нового руководителя СНТК им. Кузнецова, уже без приставки "и.о.".
К слову, многие эксперты Репортера давно были уверены, что отставка г-на Тресвятского - это лишь вопрос времени. "То, что Сергей Тресвятский не может руководить предприятием, стало понятно после первых 6 месяцев его работы. Ему не хватало ни технических, ни, тем более, менеджерских качеств. Человек занимал абсолютно не свое место. При этом он затеял игру по собственному сценарию, не делая того, что от него ждали люди, которые его назначали. Вот и заигрался", - заявил Репортеру Игорь Чекменев, директор инвестиционной компании "Перспектива ПЛЮС".
Но если судьба Тресвятского была фактически предопределена, перспективы самого предприятия-должника оставались довольно туманными. Как рассказал Репортеру депутат Государственной думы Александр Белоусов,было выдвинуто несколько сценариев дальнейшего развития событий вокруг СНТК В соответствии с первым сценарием вслед за снятием Тресвятского предприятие должно было прекратить свое существование. Причина - затянувшийся кризис и более чем миллиардный долг СНТК различным структурам. Так, на сегодняшний день долг предприятия перед бюджетами различных уровней составляет больше 400 млн рублей, ОАО "Всероссийский банк развития регионов" (ВБРР оно должно 420 млн рублей, 85Г млн 465 тыс. рублей (по состоянию на 1 июля 2007 года должен был СНТК собственным сотрудникам.
Долговую проблему кардинально не решали ни помощь областного правительства, ни крупный заказ на газотурбовозы от РЖД. Так, 50 млн рублей, а именно такую сумму заплатила область за одно из зданий, находящихся на территории завода, хватило лишь для того, чтобы погасить небольшой процент задолженности перед работниками предприятия, однако уже через месяц после свершившейся сделки с областной администрацией долги по зарплате вновь начали расти. А семимиллионный контракт с ОАО "Российские железные дороги" на поставку газотурбовозов, который СНТК заключил прошлой осенью, по информации Репортера, появился благодаря лоббированию интересов предприятия со стороны "Рособоронпрома" и значительному демпингу, который имел место при переговорах. Так, по некоторой информации, СНТК выполняет этот заказ с более чем 50% скидкой для РЖД.
Однако, несмотря на этот долговой груз предприятия и явную проблему с перспективными заказами, руководство "Роспрома" не решилось полностью обанкротить научный комплекс.
Не выбрало оно и другое предложенное на заседании решение проблемы самарского предприятия. По второму сценарию, от СНТК должно было остаться лишь небольшое конструкторское бюро, которое впоследствии присоединилось бы к одному из предприятий оборонного комплекса Самары.
По информации Репортера, таким предприятием, скорее всего, стало бы ОАО "Моторостроитель". Такой исход событий был бы, на взгляд экспертов Репортера, соломоновым решением. Ведь одна из главных проблем СНТК в том, что он не приспособлен для выпуска серийной продукции. В 50е годы СНТК им.Кузнецова создавался именно как центр по разработке и опытному производству газотурбинных двигателей для стратегической авиации. А потому он и сейчас проигрывает конкуренцию аналогичным предприятиям, в частности, одному из своих главных конкурентов ООО "Пермские моторы". И именно "Моторостроитель", работавший в советское время с заводом Николая Кузнецова в кооперации, был серийным производителем основных заказов СНТК Однако в последние десятилетия эти два предприятия не смогли выстроить свои отношения по новым рыночным принципам, хотя попытки предпринимались не раз. Так, например, неофициальный источник на "Моторостроителе" подтвердил Репортеру, что все заказы последних лет выполнялись на 70-90% мощностями ОАО "Моторостроитель", тем не менее, руководство СНТК зачастую в последний момент отказывалось от заключенных "джентльменских соглашений" и предпочитало позицию индивидуального предпринимателя. Так, очередным камнем преткновения стал тендер на поставку установок для ТЭЦ в белорусском городе Лида, этот заказ, который СНТК, по словам работников предприятия г-на Шитарева, "увел" у "Моторостроителя", принес СНТК им. Кузнецова около 300 млн рублей. Выполнять единичные заказы на производство газотурбинных установок от ОАО "Газпром" руководство СНТК также предпочитало самостоятельно.
Не удалось господину Тресвятскому договориться о совместном маркетинге и о разделе прибыли и с руководством Казанского моторостроительного производственного предприятия, еще одного партнера с советских времен.
СНТК постоянно срывал платежи и не выполнял своих договорных обязательств, от этого не раз срывался график испытаний двигателя НК-38, который самарцы изготавливают в сотрудничестве с казанцами.
Однако в последнее время руководитель СНТК пошел на мировую с бывшими партнерами. Так, по информации Репортера, на недавно прошедшем в Жуковске авиасалоне МАКС-2007 г-н Тресвятский встречался и вел переговоры о дальнейшем сотрудничестве с генеральным директором ОАО "Моторостроитель" Игорем Шитаревым. Возможно, темой переговоров стало внимание ведущих российских КБ к двигателю НК-93. И дальнейшее серийное производство этого двигателя для самолета ИЛ-76.
Не исключено, что именно этот локальный успех СНТК на МАКСе стал решающим фактором при выборе будущей судьбы предприятия. По решению военно-оборонной комиссии СНТК сохранит свою нынешнюю структуру и после замены руководителя начнет подготовку к вступлению в один из авиадвигательных холдингов. Указ о создании этого холдинга Владимир Путин подписал еще 11 августа 2007 года. Так, в соответствии с планом президента первый холдинг уже сейчас образуется на базе Федерального государственного унитарного предприятия "ММПП "Салют", в его состав войдет ряд крупных заводов, в том числе Омское объединение имени Баранова. Второй центр авиационного двигателестроения разместится в Санкт-Петербурге, его центром станет ОАО "Климов", вокруг которого будут сконцентрированы активы моторостроительных предприятий, принадлежащих РСК "МиГ".
А вот как раз третий холдинг расположится в Самаре. В него войдут предприятия СНТК имени Кузнецова, "Металлист-Самара" и, возможно, казанские заводы.
"Объединение государственного пакета акций в управляющей компании позволит приступить к финансовому оздоровлению этих предприятий и создаст условия для того, чтобы заводы, занимающиеся разработкой и созданием двигателей для стратегической авиации, вышли на качественно новый уровень", - прокомментировал это решение первый заместитель председателя ВПК Владислав Путилин.
Главные же конкуренты СНТК, предприятия из Перми, Рыбинска и Уфы, будут объединены в четвертый холдинг.
Решение о том, когда именно начнется консолидация самарских предприятий в единый холдинг, пока не принято, но, возможно, к этому моменту новый директор СНТК сможет хоть немного исправить ситуацию с бедственным состоянием завода. Справиться с ситуацией можно только при участии государственной власти. Пока же "Росп-рому" было поручено продумать список банков, которые смогут обеспечить СНТК гарантии по кредиту в 200 млн рублей, уже выделенному из областного бюджета, а депутаты Государственной думы возьмутся перекраивать федеральный бюджет -2007, чтобы изыскать почти 700 млн рублей на погашение долгов СНТК им. Кузнецова.
Сергей Тресвятский пока официально находится в отпуске, и чем он займется впоследствии, неизвестно.
Александр БЕЛОУСОВ, депутат Государственной думы: "СНТК удалось отстоять"
- Яприсутствовал на заседании военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, где рассматривался вопрос о ситуации на СНТК им. Кузнецова. Могу сказать, что сначала члены комиссии ставили вопрос жестко - обанкротить предприятие. Однако в итоге было принято решение сохранить СНТК и включить его в создающийся холдинг предприятий авиационного двигателестроения. При этом комиссия констатировала, что необходимо разработать ряд мер по выводу научно-технического комплекса из кризиса. Меня попросили до 1 октября этого года найти пути выделения предприятию около 680 млн рублей уже из федерального бюджета. Не исключено, что депутатам Госдумы придется вносить соответствующую поправку в бюджет 2007 года. Параллельно с этим будет идти разработка плана финансового оздоровления предприятия и подготовка СНТК к вхождению в авиадвигательный холдинг. Но самое главное - нам удалось отстоять предприятие.
Александр ШАТОХИН, руководитель МУП "Ритуальные услуги": "Делу могут помочь только реальные деньги"
- Я не работаю на СНТК им. Кузнецова уже три месяца. Однако мое мнение - разрешение проблемы не в смене директора. Дело во внимании государства к этому предприятию. Отставка Тресвятского не изменит ситуации, если не будут приняты срочные меры. За последние три года обещаний давали много, обещали помочь и губернатор Титов, и "Рособоронпром", и "Росимущество", и на всех уровнях различные комиссии приезжали. Но, тем не менее, никто не помог ни рублем, ни заказом. Тут меняй не меняй - ситуация не изменится. Делу могут помочь только реальные деньги.
Игорь ЧЕКМЕНЕВ, директор инвестиционной компании "Перспектива ПЛЮС": "Самое правильное решение для предприятия с таким грузом долгов - ликвидация"
- Со стандартной точки зрения СНТК полный банкрот. Ничто его не спасет. И, наверное, самое правильное решение для предприятия с таким грузом долгов - ликвидация. Но и при банкротстве распродажа оставшегося имущества много денег не принесет. Она лишь позволит погасить задолженности по зарплатам и налогам. Банки-кредиторы, безусловно, достаточно серьезно погорят, но, извините, о чем-то они думали, когда кредитовали.
Однако существует еще один важный момент: подсчитывая капитализацию предприятия, мы считаем корпусы, изношенные станки, и никто не считает интеллектуальную собственность. А она, между прочим, стоит ужасно дорого во всем мире, только в России это не считается. И если считать тот задел научно-технических разработок, который остался еще со времен Николая Дмитриевича Кузнецова, который до сих пор еще существует, то предприятие пока живое. Документация стоит очень больших денег. Она не должна быть потеряна. А это может произойти, потому что люди, которые придут банкротить, могут сказать, что все, что хранится в архивах и корпусах - это макулатура. У нас так уже не один завод банкротили. Но оздоравливать и включать его в холдинг бессмысленно. Что включать, долги? Это лишь бессмысленное "выкачивание" бюджетных денег.
РИА "Самара"