24 января 2007 г.
В сентябре 2007 года программе «Истории в деталях. Самарский выпуск» исполняется год. На сетевом конкурсе СТС самарская программа вошла в тройку лидеров сразу по трем номинациям: «Лучшая программа», «Лучшая ведущая» (это звание завоевала Наталья Гребнева и «Лучший журналист», им стал Владислав Попов. В новом сезоне самарский выпуск «Историй в деталях» значительно обогатится – на экране появятся не только самарские герои, но и сюжеты из других городов – участников сетевого проекта: Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга.
Поздравить самарский коллектив, занявший почетное третье место на конкурсе , приехал Сергей Майоров, руководитель программы «Истории в деталях». Отметив профессиональные успехи коллег и выразив надежду на то, что в новом сезоне программа станет еще более интересной, актуальной и оперативной, он ответил на вопросы журналистов ряда самарских изданий.
- Вы называете себя закрытым человеком, почему?
- Понимаете, жанр, в котором я работаю, очень откровенный, приходится быть в курсе многих тайн и непубличных историй своих героев. Я считаю, что не имею права рассказывать об этом, если герой не соглашается на это. Раз уж у нас такая форма общения, я должен соответствовать ей.
- Ну это то, что касается чужих тайн, а о себе вы так же мало рассказываете?
- В этом, наверное, не только моя вина. Моя принципиальная позиция – не работать по бартеру. Вот пример: если мне интересно исследовать, как создаются рейтинги популярности, в результате которых люди попадают на обложки престижных изданий, то я обращаюсь к главным редакторам и не рассматриваю появление этих людей в своей передаче, как часть PR-кампании. Я не требую публикации собственной фотографии на глянцевой обложке и считаю это позицией свободного журналиста. Но в реальности это часто происходит. Звонят из глянцевых изданий и говорят, что хотят сделать, к примеру, очерк о 10 культовых журналистах современности, к которым они меня причислили. Но я, со своей стороны, должен сделать историю о главном редакторе этого издания. Не сделаю - не попаду в число избранных. Ну что же, я человек скромный.
- Ваши герои отсматривают сюжеты перед тем, как они попадают в эфир?
- Нет, за четыре года работы программы таких случаев не было ни разу.
- И все они довольны тем, что увидели на экране?
- Да я никогда не задумывался о том, довольны они или нет. Мы выполняем свою работу честно, не нарушая законов о СМИ. А камера, она, как лакмусовая бумага, отражает объективную реальность. Что ж на зеркало пенять…
- А случается так, что интересный во всех отношениях герой отказывается от участия в передаче?
- Бывает, конечно. Я подразделяю героев на три типа. Первые соглашаются легко, потому что появиться в программе стало престижно. Мне об этом говорили, например, Марк Захаров, Светлана Сорокина. Рената Литвинова даже пошутила: если ты не появился в программе, значит, ты не звезда. Для нас это очень важная оценка. Вторая категория героев напрашивается самостоятельно. Это в основном поп-звезды, которым все равно, что о них говорят или пишут. Они живут по принципу великой актрисы Людмилы Целиковской: «Любая публикация хороша, кроме некролога». И здесь мы далеко не всех соглашаемся снимать. К третьей категории относятся те, кто отказывается, но делает это очень элегантно и достойно, как, например, Александр Балуев. Когда мы его спросили о причинах отказа, он ответил, что вне кино считает себя человеком скучным, а сочинять не хочется.
- Какими методами вы пользуетесь, чтобы «разговорить» героя?
- Никаких хитростей, метод один – дать человеку поговорить на те темы, которые его волнуют, а затем задать вопросы о том, что нам интересно. На самом деле у любого публичного человека есть одна серьезная проблема, я ее называю «комплекс недосказанности». Может, это попытка оправдаться за не самые удачные работы, съемки в сериалах. Ведь у актера очень зависимая профессия. В кино не так много предлагают, и чтобы жить, приходится соглашаться и на сериалы в том числе. Это драма, и человеку нужно дать возможность выговориться, быть услышанным. Для того чтобы передача получилась интересной, нам тоже приходится много работать. Нельзя же разговаривать, например, с Дудиным, не посмотрев ни одного его спектакля, или с писательницей Робски, не прочитав ни одной ее книги.
- Лучшей певицей прошлого года была признана Жанна Фриске, с весьма сомнительными вокальными данными. Насколько мнение общественности влияет на ваш выбор?
- Нам это абсолютно не интересно, я всегда говорю своим коллегам, что наша программа авторитарна, здесь очень много зависит от лидера. В Самаре это Наталья Гребнева, в Москве я. И наш главный принцип - рассказывать зрителям те истории, которые потрясли нас самих, передавать это впечатление людям. Вот, например, история фотографа Мишукова. Может, кому-то это имя и незнакомо, но моя задача - рассказать об этом человеке так, чтобы у зрителя возникло желание посмотреть в Интернете его работы, узнать как можно больше о нем и его творчестве. Это действительно захватывающая история о том, как актер, выпускник ГИТИСа, долго и без особого успеха работал в театре у Райкина. В то же время его очень интересовала жизнь театра изнутри: гримасы, мимика, переживания актера за кулисами. Он фотографировал все это любительской камерой, а результатом стала выставка в Америке. Сегодня без Мишукова не может обойтись ни один глянцевый журнал, на его выставки в Манеже стоит очередь. Это рассказ о том, что если в жизни перед человеком закрывается одна дверь, то непременно открывается другая.
- А вы региональные сюжеты отсматриваете?
- Да, регулярно, раз в неделю, но не до эфира, а после. Моя позиция: не подрезать журналистам крылья, и если разбирать недостатки, то после того, как программа вышла в эфир. Я даже стараюсь никогда не сокращать истории, лучше пожертвовать вводной частью.
- А почему был выбран именно такой жанр: человек и его история?
- Я сам актер по профессии, окончил в 1989 году театральный институт. А дальше что? Росли-то мы в одном социуме, где были какие-то социальные гарантии, хотя бы видимость стабильности и защищенности, а начинать самостоятельно жить и работать пришлось уже совершенно в других условиях. Я после института снялся в одном из фильмов, в Литве, он назывался «Сны предсказателя». А затем литовцы, как граждане страны, провозгласившей независимость, ездили по разным странам с этим фильмом, используя его в программе открытия дипломатических представительств, и меня с собой возили, как литовского артиста Сергеюся Майоровиса. Я ни слова не знал по-литовски и молча позировал фотографам, а когда вернулся в Москву, то неожиданно встретился с однокурсником, который работал диктором на центральном телевидении и пригласил меня к себе. В начале 90-х годов в качестве общественной работы я выдавал «продовольственные заказы». Люди постарше помнят, что это такое: пакет гречки, батон колбасы, чай «со слоном», конфеты «подушечки». Трудно передать, что испытываешь, когда выдаешь эти пакеты, а перед тобой стоят Ладынина, Семина, Рыжов, Соколова, Пуговкин. Это шок был. И я твердо решил, что буду зарабатывать деньги. Мы с Татьяной Агафоновой придумали кооператив «Малые звезды», стали возить по стране команды актеров. Договоры заключались подчас в самых неожиданных местах. Мы специально брали билет в вагон СВ, где ездили важные и денежные персоны, знакомились с директором завода, например, рассказывали о съемках, концертах, и вот он уже хочет, чтобы мы к нему привезли артистов, а мы что? Пожалуйста! Так и зарабатывали. И вот когда ты в месячной поездке по Уралу, и общаешься с Иваном Рыжовым или Петром Вельяминовым, то такое количество историй услышишь, что идея рассказывать о людях появилась сама собой.
- С героями программы у вас завязываются дружеские отношения?
- Очень сложно дружить со своими героями. Все они люди публичные и очень заняты, так что надеяться на то, что кто-то принесет тебе апельсинов, если заболеешь, не приходится. Но со многими у меня были и остаются прекрасные профессиональные отношения, например со Светланой Сорокиной, Яной Чуриковой. Яна, кстати, собирается издавать глянцевый журнал, и я, наверное, даже буду что-то писать для этого издания – натура-то я разнообразная. У нас прекрасные отношения с Андреем Малаховым, мы друг другу помогаем и даже можем «поделиться» интересными историями, героями.
Хотя есть и другие варианты. Для меня, например, никогда не было проблемой снимать журналиста или звезду с другого канала: Яна Чурикова, Андрей Малахов, Тутта Ларсен, Эрнест Мацкявичус и другие. Не важно, где работает человек, важно, как он это делает. Мы снимали истории о культовых журналистах с НТВ, в частности об Илье Зимине, который, к несчастью, вскоре погиб. И вот тут выяснилось, что видеозаписей с Ильей ни у кого нет. Мы единственные обратили на него внимание как на звезду. Все к нам за этими кадрами обращаются, и хотя по закону я не имею права отдавать наши записи на другие каналы, случай такой, что отказать нельзя. И что интересно: ни один телеканал не сказал о том, откуда эти кадры, о том, что только мы признали звездный статус Ильи еще при его жизни. Исключение составила одна Марианна Максимовская в своей программе «Неделя».
- Как вы относитесь к тому, что журналисты других компаний копируют ваш стиль работы?
- Мне неловко, когда говорят о создании «школы Майорова». Такой школы просто не существует. Вы замечали, что муж и жена, прожив много лет вместе, становятся очень похожи? Это явления одного порядка. Если и существует какая-то школа, то это школа программы «Истории в деталях». Ее формировали и Любовь Кмырина, и Дмитрий Сапун, и Татьяна Николаева, и режиссеры Константин Игнатов и Николай Бабошкин, и музыкальный редактор Ксения Праслова и все остальные – команда людей, каждый из которых привносит в работу очень много личного. То же самое можно сказать о региональных журналистах, которым приходится завоевывать своего зрителя. Это процесс взаимообогащения.
- Вы говорили, что неохотно общаетесь с московскими журналистами, гораздо больше – в регионах, почему?
- Я очень благодарен издательству «Телесемь» в Самаре, которому случайно поведал о своих тайных слабостях: любви к морсу и конфетам «Мишка». Теперь это растиражировано по всей стране, и куда бы я ни приезжал, меня везде стараются угостить. Это о многом говорит, люди же готовились, старались что-то обо мне узнать, сделать приятное, как же не пообщаться.
Интерфакс