19 января 2007 г.
250 млрд рублей из президентского «Фонда содействия реформированию ЖКХ» могут обойти Самару, поскольку осваиваться эти средства будут через товарищества собственников жилья. А их в области всего 648.
Следует напомнить, что закон о создании «Фонда содействия реформированию ЖКХ» был принят 21 июня текущего года. Через этот фонд будут распределяться 250 млрд рублей, выделяемые по инициативе президента Владимира Путина на переселение людей из аварийного жилья и капитальный ремонт той его части, которую еще можно привести в порядок.
Главное условие вхождения в программу: в регионах, которые собираются претендовать на деньги фонда, должны быть созданы товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и частные управляющие компании.
Именно этого вопроса на пресс-конференции в Доме журналистов коснулась руководитель управления федеральной регистрационной службы Самарской области Ольга Гальцова. «Одной из главных проблем реформы является создание ТСЖ. Наши граждане никогда не управляли своим собственным имуществом в том виде, в каком предлагает им наше законодательство», - сказала она. На сегодняшний день обстановка складывается не слишком благоприятная. В городе Самаре находится 9800 жилых многоквартирных домов. Из них лишь 4% зарегистрированы как ТСЖ. Всего же по области 648 товариществ собственников жилья. Из них 356 находятся в Самаре, 191 – в Тольятти и 47 – в Сызрани. Эти цифры, по словам Ольги Гальцовой, крайне незначительны. Проведенный анализ показал, что большинство ТСЖ создаются в домах, недавно введенных в эксплуатацию. То есть товарищества собственников образуются там, где жильцы вкладывают свои средства непосредственно в строительство жилья.
Причину такого апатичного поведения жителей города г-жа Гальцова видит в том, что ТСЖ предполагает не только создание некоммерческой организации, но и наделение членов товарищества определенными обязанностями. «Дело в том, что на плечи собственников ложится вся ответственность за состояние жилищного фонда, принадлежащего ТСЖ. В том числе и капитальный ремонт помещений. А это весьма ощутимые финансовые затраты. Прежде чем взять на себя такую ответственность, жильцы предъявляют вполне обоснованные и законные требования привести все коммунальное хозяйство в соответствие с нормами эксплуатации. И это, на мой взгляд, основная причина», - заявила Ольга Гальцова.
В соответствии с Жилищным и Земельным кодексами, земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, и прилегающая к нему территория также являются собственностью зарегистрированного товарищества. Этот механизм наделения собственников жилья землей пока вообще только отрабатывается властями муниципальных образований и на практике не применялся.
Еще одной проблемой, замедляющей ход реформирования сферы ЖКХ, является то, что во многих многоквартирных домах жилье не принадлежит на сто процентов жильцам. Почти в каждом доме есть еще и муниципальная собственность – неприватизированные квартиры. Как заявила руководитель УФРС, «по тем или иным причинам люди не хотят приватизировать свое жилье. Получается, что одна часть многоквартирного дома принадлежит жильцам, а за другую несут ответственность муниципальные власти. Это создает неудобство».
Но, несмотря на стремление властных структур как можно скорее перевести жилищно-коммунальное хозяйство на систему самоуправления, все же бывают и случаи отказа в регистрации ТСЖ. Причиной этому, как правило, служит несоответствие представленных для регистрации документов требованиям федерального законодательства.
Ирина Александрова