Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Колонка редактора. Новый старый кластер

19 января 2007 г.

В Самаре впервые прошел межрегиональный экономический форум, посвященный кластерной политике. Замысловатое слово «кластер» звучало на нем постоянно, но особо его никто не расшифровывал. Да, наверное, и незачем - ведь в данном случае разговор шел о новом понятии, которое является, по сути, хорошо забытым старым.

Давным-давно я делал интервью с одним не самым заметным областным чиновником. Чиновник к месту и не к месту в невероятно скучных пассажах употреблял через каждое слово понятие «кластер». Тогда оно только становилось невероятно модным во властных коридорах, и чиновник хотел быть в числе пионеров, пропагандирующих его. Теперь слово «кластер» перестало быть экзотикой, случилось это после проведения первого межрегионального форума «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики». Впрочем, в обиход новый термин, конечно, пока не вошел, поэтому по-прежнему нуждается в расшифровке.

Так что же такое «кластер»? Если формулировать просто, это близко связанные друг с другом производства и обслуживающие их структуры, подкрепленные серьезным научно-исследовательским потенциалом. Причем географически они должны располагаться на относительно небольшой территории. А залогом успеха кластера является поддержка его деятельности со стороны властей всех уровней.

Ничего не напоминает? Правильно. Это же город Куйбышев советских времен, ныне вернувший себе историческое имя Самара. Во времена СССР Куйбышев был признанной космической столицей страны. Сплав знаменитого авиационного института, конструкторских бюро и заводов, производящих космическую технику, создал ореол славы, воспоминания о которой греют многих из нас до сих пор.

Этот «космический кластер» времен социализма не вынес испытания экономическими преобразованиями и сдулся. Авиационный институт стал аэрокосмическим университетом, но громкое имя не спасло его от увядания. СНТК им. Кузнецова постоянно балансирует на грани краха, живы завод «Прогресс» и «Моторостроитель», но масштабы их производства и величина решаемых задач уже не те. От былых славных конструкторских бюро либо не осталось ничего, либо рожки да ножки...

Сейчас власть стремится восстановить утраченное. Помимо возрождения авиационно-космического кластера есть планы по созданию его нефтехимического собрата. Но основная надежда - на экономический комплекс, который может быть построен вокруг Волжского автозавода. То есть на автомобильный кластер в Тольятти. Именно обсуждению этой темы и было посвящено основное время первого межрегионального «кластерного» экономического форума.

Присутствовавший на нем заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли РФ Кирилл Андросов подчеркнул, что кластерный подход к развитию экономики только разрабатывается и Самарская область - один из немногих регионов РФ, где эти идеи стремятся воплотить в практике. Он поблагодарил за эту инициативу губернатора Самарской области Константина Титова. А губернатор выразил надежду, что помимо авиационно-космического, автомобилестроительного и нефтехимического кластеров в регионе появятся аналогичные комплексы в сфере сельского хозяйства, стройиндустрии и медицины.

Успех или неудача в решении этой задачи во многом, если не во всем, будут зависеть от вектора развития всей страны. Если федеральная власть сумеет создать условия для экономического перевооружения, значит, кластерам быть. Если же Россия по-прежнему будет оставаться огромной нефтяной качалкой, идея «кластеризации» ее экономики может остаться лишь хорошей идеей.

Ирина Александрова

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.