19 января 2007 г.
В Самаре впервые прошел межрегиональный экономический форум, посвященный кластерной политике. Замысловатое слово «кластер» звучало на нем постоянно, но особо его никто не расшифровывал. Да, наверное, и незачем - ведь в данном случае разговор шел о новом понятии, которое является, по сути, хорошо забытым старым.
Давным-давно я делал интервью с одним не самым заметным областным чиновником. Чиновник к месту и не к месту в невероятно скучных пассажах употреблял через каждое слово понятие «кластер». Тогда оно только становилось невероятно модным во властных коридорах, и чиновник хотел быть в числе пионеров, пропагандирующих его. Теперь слово «кластер» перестало быть экзотикой, случилось это после проведения первого межрегионального форума «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики». Впрочем, в обиход новый термин, конечно, пока не вошел, поэтому по-прежнему нуждается в расшифровке.
Так что же такое «кластер»? Если формулировать просто, это близко связанные друг с другом производства и обслуживающие их структуры, подкрепленные серьезным научно-исследовательским потенциалом. Причем географически они должны располагаться на относительно небольшой территории. А залогом успеха кластера является поддержка его деятельности со стороны властей всех уровней.
Ничего не напоминает? Правильно. Это же город Куйбышев советских времен, ныне вернувший себе историческое имя Самара. Во времена СССР Куйбышев был признанной космической столицей страны. Сплав знаменитого авиационного института, конструкторских бюро и заводов, производящих космическую технику, создал ореол славы, воспоминания о которой греют многих из нас до сих пор.
Этот «космический кластер» времен социализма не вынес испытания экономическими преобразованиями и сдулся. Авиационный институт стал аэрокосмическим университетом, но громкое имя не спасло его от увядания. СНТК им. Кузнецова постоянно балансирует на грани краха, живы завод «Прогресс» и «Моторостроитель», но масштабы их производства и величина решаемых задач уже не те. От былых славных конструкторских бюро либо не осталось ничего, либо рожки да ножки...
Сейчас власть стремится восстановить утраченное. Помимо возрождения авиационно-космического кластера есть планы по созданию его нефтехимического собрата. Но основная надежда - на экономический комплекс, который может быть построен вокруг Волжского автозавода. То есть на автомобильный кластер в Тольятти. Именно обсуждению этой темы и было посвящено основное время первого межрегионального «кластерного» экономического форума.
Присутствовавший на нем заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли РФ Кирилл Андросов подчеркнул, что кластерный подход к развитию экономики только разрабатывается и Самарская область - один из немногих регионов РФ, где эти идеи стремятся воплотить в практике. Он поблагодарил за эту инициативу губернатора Самарской области Константина Титова. А губернатор выразил надежду, что помимо авиационно-космического, автомобилестроительного и нефтехимического кластеров в регионе появятся аналогичные комплексы в сфере сельского хозяйства, стройиндустрии и медицины.
Успех или неудача в решении этой задачи во многом, если не во всем, будут зависеть от вектора развития всей страны. Если федеральная власть сумеет создать условия для экономического перевооружения, значит, кластерам быть. Если же Россия по-прежнему будет оставаться огромной нефтяной качалкой, идея «кластеризации» ее экономики может остаться лишь хорошей идеей.
Ирина Александрова