23 января 2007 г.
Две недели прошло с момента похищения двухлетней Олеси Никитиной, но тайна этого загадочного преступления до сих пор не раскрыта. Ребенок пропал со станции Бичевная Шигонского района Самарской области. Преступница, 19-летняя Светлана Лукьянова, рано утром вынесла девочку из дома, пока отчим Олеси спал, а ее мама была на работе.
Для чего молоденькой девушке понадобился двухлетний ребенок, никто не знает. Но все данные свидетельствуют о том, что преступление было спланировано заранее и похитительница долго выбирала жертву, регулярно общаясь со своими сообщниками. Правоохранительные органы сейчас никак не комментируют ситуацию, ссылаясь на тайну следствия. Но свидетели загадочного похищения не хотят молчать, понимая, что только их откровенные показания могут помочь в раскрытии преступления. Они молятся о том, чтобы маленькая Олеся вернулась наконец к своим родным.
Шигонский район, где было совершено похищение, ныне знаменит на весь мир. Ведь именно здесь расположен санаторий «Волжский Утес», где проходил майский саммит руководителей европейских стран, после которого российский президент выбрал его в качестве одной из своих официальных резиденций. Кто же знал, что земля, по которой Владимир Путин в мае катал Ангелу Меркель на «Калине», станет местом самого загадочного преступления последних лет.
Девочка-ангелочек
Чтобы проехать в Шигоны, нужно повернуть с трассы М5, немного не доезжая до Сызрани. Автомобилисты испытывают приятное удивление, съезжая с раздолбанной федеральной трассы на обычную районную дорогу, вдруг оказывающуюся ровным хайвеем практически европейского класса. А все опять же потому, что эта дорога ведет в «Волжский Утес», где так любили отдыхать представители не только самарского, но и российского истеблишмента, среди которых губернатор Константин Титов и покойный Борис Ельцин. Но как только дорога поворачивает к станции Бичевная, с нее моментально сходит весь европейский лоск и она снова превращается в обычную российскую дорогу, разбитую до невозможности.
Сама Бичевная оказалась малюсеньким поселком с деревянными домиками, огороженными неровным частоколом, за которым квохтали невидимые постороннему глазу куры.
На подъезде к дому Александра Калашникова, отчима пропавшей Олеси, нас встречает вся его семья – мать, отец и семилетняя племянница Юлечка. У всех потухшие, заплаканные глаза и мрачное, потерянное выражение на серых лицах: «Не уберегли…»
И теперь они всеми силами стараются помочь как следствию, так и журналистам, надеясь, что их подробные показания помогут вернуть пропавшую девочку.
Александр Калашников оказался совершенно непохожим на тот образ, который складывается по прочтении сухих милицейских протоколов. Невысокого роста, неожиданно юный. Когда мы приехали, он в сарае вместе с отцом чинил старенький мотоцикл. С Лилей, Олесиной матерью, он познакомился три года назад. Молодые люди начали встречаться, а в конце марта этого года сняли квартиру и стали жить настоящей семьей. К этому моменту у 27-летней Лили уже было трое детей: двухлетняя Олеся, шестилетний Илюша и восьмилетний Кирилл. У Лилиных детей разные отцы. Тамаре Ивановне, матери Саши Калашникова, очень не нравилось, что ее сын сошелся с женщиной, имеющей в деревне нехорошую репутацию, да еще и старше ее сына на целых четыре года.
- Да дело было даже и не в этом. Я считаю, что она вообще не способна принести счастье ни одному мужчине, - качает головой Тамара Ивановна. - Лиля была… какая-то холодная. Она ненавидела своих сыновей, сама говорила об этом. А вот дочку обожала. Но ее невозможно было не любить. Олеся – это ангел! Вот посмотрите ее фотографию!
Я взяла снимок, с которого на меня смотрело удивительное создание с огромными черными глазами. Девочка была в голубом платье, которое делало ее похожей на юную принцессу с Востока. Оказалось, что ее отец - армянин, от которого она и получила эту невообразимую восточную прелесть.
- Да, как принцесса… - вздыхает Тамара Ивановна и вытирает слезы, навернувшиеся на глаза. - За ней и ухаживали, как за принцессой. Лиля все ее прихоти выполняла, что дочка ни попросит, все ей дает. А вот пацанам – вообще ничего. Они и ревновали сестру за это. А платье это ей бабушка, Лилина мама, на день рождения подарила. Фотографировали ее как раз в этот день, 3 мая… Эта фотография и была размножена милицией…
За те четыре месяца, что девочка прожила в семье Калашниковых, ее успели полюбить все. Но и сыновья Лилины чувствовали себя в этой семье, как в родной. Непутевая мама обращала мало внимания на мальчишек, поэтому заботу о них взяли на себя именно Калашниковы. Они купили братьям велосипед, одежду, оформили детей в Шигонскую школу. Местные уверены, что и за Сашу Лиля вышла не по любви, а для того, чтобы найти няньку своим детям. Она могла пропасть из дому на несколько суток. Говорила, что работает посудомойкой в придорожном кафе, но посудомойки не зарабатывают по 2-3 тысячи за смену - именно такие деньги Лиля приносила, возвращаясь домой. Соседи рассказали, что Саша начал подозревать неладное и как-то решил поехать в это кафе, чтобы узнать правду о своей супруге. Правда оказалась жестокой: Саша выяснил, что Лиля работает проституткой на трассе. Он прекратил отношения с Лилей, но детей оставил в своей семье. Сам Саша не захотел говорить на эту тему. Чувствовалось, что 23-летнему юноше было стыдно за свою гражданскую жену.
Похищение
В тот день ничто не предвещало трагедии. Лиля, как обычно, уехала на свою «работу», а вечером к Саше зашел его приятель цыган Коля Панченко вместе с приехавшей к ним погостить девушкой Светой. Света предложила молодым людям попить пива. Когда кончилось пиво, ребятам захотелось чего-то покрепче, они сбегали в магазин за бутылкой водки. Причем расплачивалась за спиртное Светлана, доставая из сумочки толстые пачки денег, невиданные в захудалой деревушке. Олеся и Илюша уже давно спали в соседней комнате.
- Мы с Колей вышли во двор покурить, Света осталась в доме, - рассказывает Александр, - приходим – а водка уже разлита в рюмки. Света говорит: «Ну давайте выпьем, где вас столько носило, водка уже кипит!». Выпили и через 5 минут моментально вырубились.
Когда в половине восьмого утра в дом пришла Сашина мама забрать Илюшу, чтобы ехать с ним в Шигоны на педагогическую комиссию для оформления в школу, Олеси уже не было в доме. Тамара Ивановна принялась будить Сашу, но ей удалось растолкать его только через час. Юноша был как чумной. Сначала все подумали, что Олеся просто ушла погулять. Саша сбегал к соседям-цыганам за машиной, и они около часа колесили по всей деревне в поисках девочки. Но поняли, что произошло похищение, только когда их соседка Татьяна Липатова рассказала, что она, выгоняя корову в стадо в 6 утра, видела, как Светлана выносила девочку из Сашиного дома. Калашников помчался в Шигоны, заявлять о похищении в милицию.
- Представляете, Липатова видела, как незнакомая девушка вытаскивает из нашего дома ребенка, и даже не шумнула нам! Какое равнодушие! – потрясенно рассказывает Тамара Ивановна. - Ведь мы бы ее догнали, отняли ребенка…
Похитительница жила с бомжами
Зачем Светлане понадобилась девочка? Кто она, откуда вообще взялась на Бичевной эта девушка? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы решили расспросить цыганскую семью, у которой гостила похитительница. Во дворе дома Панченко бегали чумазые детишки. На крыльце сидела пожилая цыганка и укачивала голенького смуглого младенца.
- Ох, если бы я знала, что она задумала недоброе дело, я бы ее убила! Собственными руками убила бы, - с надрывом громко вздохнула цыганка, назвавшаяся Лялей. - Но мы даже и подумать не могли, что она преступление готовит. Мы ей доверяли, как своей…
Как рассказала Ляля, Светлана познакомилась с их семьей 4 года назад в Сызрани в одном из подземных переходов, где женщины семьи Панченко зарабатывают себе на жизнь, выпрашивая милостыню у прохожих. Однажды Ляля, как обычно, расположилась со своими четырьмя дочками в переходе. Мимо проходила девчонка, она остановилась, заговорила с цыганками на их родном языке. Так и подружились. Света часто приезжала к ним в гости в Шигонский район, они болтали, примеряли цыганские юбки, пели песни, танцевали, играли в игры. Свете было тогда около 14 лет. В общем, обычная дружба, как и у всех детей их возраста. А вот к себе в гости подружек Света не приглашала. Потому что некуда было приглашать. Света была малолетней бродяжкой, жила с бомжами, цыганами, попрошайничала. Ляля говорит, что у нее это получалось даже лучше, чем у цыган. Она умела найти подход к людям, русской девочке подавали гораздо лучше, чем цыганкам, а когда она попрошайничала на рынке, то торговцы с удовольствием отдавали ей продукты и вещи. Иногда девочка подворовывала. Когда цыгане спрашивали у нее о семье, то Света отговаривалась, что отца у нее нет, а мама живет в Самаре, работает продавщицей. Но Ляля уверена, что девочка врала. Скорее всего, Света была детдомовская. Цыгане жалели Свету, относились к ней почти как к собственной дочери. Но два года назад Света крупно повздорила с подружками и исчезла из жизни семьи Панченко. Где она обреталась все это время, цыгане не знают.
Заказ на ребенка
И вот она как ни в чем не бывало приехала к ним в гости, на Бичевную. За четыре дня до похищения. Девушка не расстроилась, узнав, что ее бывших подружек нет в деревне, их уже выдали замуж, рано, по цыганским обычаям. В доме жила только старшая дочь Ляли, Роза, та, с которой Света вообще не дружила. Но, по словам Розы, девушка мило улыбалась ей и постоянно просила разрешения взять на руки ее сына. Но цыганка как чувствовала нехорошее и не позволяла ей этого. Сейчас цыгане уверены, что Светлана приехала к ним, чтобы украсть одного из их многочисленных детей.
- У меня сынок Володя, так она на него глаз положила, - говорит Ляля, - а Володю увести – раз плюнуть, он такой доверчивый, со всеми пойдет, - Ляля показала на мальчика лет шести, который тихо сидел на траве, играя со сломанной машинкой.
- И моего внука Кирюшу она на руки брала, а он от нее вырывался и убегал, - вступает в разговор подошедшая к нам цыганка. - Я ему говорю: «Кирюша, это же Света, не бойся, погуляй с ней!». Господи, она ведь его могла украсть!
Но так как в цыганском доме все время много народу, похитить ребенка было проблематично. Ляля считает, что когда Света узнала, что у соседей Калашниковых трое маленьких детей, мать которых постоянно болтается неизвестно где, то изменила свой план и решила подготовить похищение Олеси. Девушка стала бывать в доме Саши Калашникова, покупала ему пиво, детям - шоколадки. Цыгане говорят, что во время четырехдневного пребывания Светланы в их доме девушка часто куда-то уезжала. Говорила, что по делам в Сызрань, но возвращалась часа через 2-3. Они считают, что, возможно, ни в какую Сызрань похитительница не ездила, а встречалась где-то неподалеку со своими сообщниками, которые указывали ей план действий. И, наверное, они снабдили Светлану каким-то снотворным или наркотиком, чтобы, пока отчим находится в отключке, без проблем унести ребенка.
Похитительницу видели рано утром в Шигонах. Светлана, держа ребенка на руках, поймала машину и попросила довезти ее до трассы М5. Потом видели, как она села в какую-то машину и уехала в сторону Тольятти. Сейчас водитель шигонской машины рвет на себе волосы – «если бы я знал…»
Если бы они все знали… Соседка, цыгане, Саша, водитель… Но Светлана хорошо умела играть свою роль. Девочка-бродяжка, обводившая вокруг пальца доверчивых прохожих, чтобы получить копейки милостыни, выросла в опытную преступницу. Ясно, что такое похищение невозможно спланировать и провести в одиночку. Скорее всего, на маленькую Олесю уже был покупатель. За такого ангелочка похитители получат хорошие деньги.
Семья Калашниковых два раза ездила в Шигоны к гадалке, которая сказала им, что Олесю увезли по воде, скорее всего, в Москву. Гадалка утверждает, что девочка жива. Саша говорит, что Олеся не может умереть, потому что ее хранит сама Богородица. Ему остается только верить и надеяться, что маленькую принцессу Олесю найдут живой и здоровой.
www.samru.ru