23 января 2007 г.
Наша встреча состоялась в Загородном парке. Саша традиционно делал сразу несколько дел: давал интервью, прогуливался по пустынным в будние дни аллеям парка с женой и ребенком, общался с приятелем… Он как будто боится, что ему не хватит времени, и он не успеет сделать все, что задумал. В этом он весь: умение радоваться жизни, каждому ее дню в самарском боксере Александре Алексееве сочетается с поразительной работоспособностью. Возможно, благодаря именно этому своему качеству Саша успешно выступает и на профессиональном ринге. С корреспондентом «МК в Самаре» Александр беседовал не только о своих победах, но и о жизни, семье, о том, что ему дорого.
Досье «МК»
Александр Алексеев. Заслуженный мастер спорта по боксу, чемпион мира. Родился 30 апреля 1981 года в Ташкенте. Учится в Самарском государственном университете, специальность «Юриспруденция», и Самарском муниципальном институте управления, специальность «Государственное муниципальное управление». С 2006 года боксирует на профессиональном ринге. Промоутер – компания «Юниверсум». Выступает в весовой категории 90 кг 700 г. Провел 10 боев, во всех одержал победу.
16 июня 2007 года состоится первый 12-раундовый титульный бой Алексеева за обладание титулом «Интерконтинентальный чемпион».
Женат, жена – Елена, сын – Вячеслав (1 год 4 месяца).
- Саша, ты с семьей уже давно живешь на два города: в Гамбурге ты работаешь, в Самаре – отдыхаешь. Поделись впечатлениями от нового образа жизни.
- За границей мы уже освоились. Что же касается личных впечатлений, то первое, о чем хотелось бы рассказать, это о четком распорядке жизни. Мы, россияне, привыкли к тому, что у нас каждый живет по-своему, как ему удобно. В Германии все живут по расписанию. В субботу магазины работают до пяти вечера, в воскресенье не работают вообще. Суббота и воскресенье – это выходные дни, когда все отдыхают. Можно отдохнуть, сходив в ресторан или прогуляться по парку. Это необычно для нас, хочется в выходной развеяться, а куда пойти, не знаешь. Все отдыхают, сидя по домам, потому что впереди рабочая неделя.
Для тренировок и самосовершенствования там идеальный климат: нет никаких внешних раздражителей, никто не беспокоит, не звонит. Хорошо выстроен восстановительный процесс. Урегулированы и бытовые вопросы. Конечно, во всем этом прослеживается педантичность, непривычная для русского человека. Но я от этого не успеваю устать.
- Семья тебе помогает?
- Сейчас мне намного легче, когда Лена и Славик переехали ко мне. Это необходимо для меня, потому что семья на расстоянии - это не семья. Мы неизбежно начнем отвыкать друг от друга. А вообще, они полностью участвуют в моей спортивной жизни. Лена следит за тем, чтобы я правильно питался. Она – мой второй диетолог. Первый – доктор, специально для нее составляет список необходимых продуктов. Также жена старается, чтобы я отдыхал, высыпался. У нас маленький ребенок. У него свой режим, он встает рано. Конечно, я знаю, что ей очень трудно. Но думаю, мы вместе сможем все это преодолеть.
- Как успехи сына?
- Он уже ходит, говорит «мама», «папа». Мы пытались его научить говорить «дай», но он пока что-то не хочет. Кстати, сын очень хорошо умеет изображать сирену «скорой помощи». В Германии возле дома, где мы живем, находится станция «скорой помощи». У немецких «скорых» такие пронзительные сирены! Так вот, каждый раз, когда одна из машин выезжает из гаража, Славка вместе с сиреной воет: «У-у-у!».
- Осознал бремя ответственности в связи с рождением Славы?
- Да, вот только недавно, наверное. Понимаю, что в него вкладывать и вкладывать. Тем не менее считаю, что один ребенок в семье - это не идеальное сочетание: как минимум двое, а если будет здоровье, то и третьего можно.
- Какие качества характера будешь воспитывать в сыне?
- В первую очередь буду стараться заложить в сына настоящую мужскую закалку, чтобы не пасовал перед жизненными трудностями. Мне самому это чуждо, и ему это нужно прививать. Знаешь, проблема отношения мужчин к миру сейчас очень актуальна. Женщины все больше и больше берутся решать все проблемы сами. Они сильные, преодолевают все невзгоды, а если у мужчины что-то не получается, он либо опускает руки, либо начинает вести аморальный образ жизни. Так вот, я не хочу, чтобы у моего сына было такое отношение к жизни. Надеюсь, он будет всесторонне развит, мне кажется, талантов у него будет достаточно, чтобы найти себя в жизни. Не обязательно он будет великим спортсменом, но боксерские навыки получит, для того чтобы мог постоять за себя, чтобы приобрел уверенность в своих силах. В мужскую компанию будем вместе ходить, как и у спортсменов принято, в бане париться раз в неделю. Хочу, чтобы сын понял, что для мужчины очень многое значат друзья. Когда ты один, тебя легко сломать. Когда мы вместе, нас не сломишь.
- А кто тебя впервые привел в бокс?
- Этим мы с братом обязаны отцу. Он сам серьезно занимался боксом, был мастером спорта международного класса.
- Саша, а почему ты все-таки решился почти полтора года назад на переход в профессиональный бокс?
- Решение перейти в профи - это не мой каприз, а, скорее, вынужденная мера или стечение определенных обстоятельств. Финансовая сторона дела не основная причина, хотя и имеет определенное значение. Решающими факторами, пожалуй, стали наше неумение и невозможность противостоять произволу судей. Меня этот вопрос волновал и волнует. Я был на двух чемпионатах мира, на Олимпийских играх. И могу сказать, что ситуация не улучшается. То ли здесь политические моменты, то ли коррупционные. Не берусь судить, но в любом случае ничего с этим поделать не могу. Принял такое решение, чтобы развиваться дальше как спортсмену. Потому что в профессиональном боксе исход поединка во многом зависит от меня, от моих результатов и боксерских качеств.
- Как ты думаешь, почему среди профессиональных боксеров много спортсменов из стран бывшего Союза и так мало россиян?
- Вообще могу сказать, что российская школа очень сильная и очень ценится за границей. А россиян часто из страны просто не отпускают. Например, когда спортсмен находится в хорошей физической форме, показывает высокие и стабильные результаты, а это происходит в возрасте 25-30 лет, ему нужно выступать за Россию в составе сборной. Ему создают все условия на местах и в сборной, чтобы он не уехал. Потому что есть люди, которые работали с ним на перспективу, создавали плацдарм для будущего чемпионства в любителях. Ведь промоутерам и менеджерам боксер интересен, пока он молод и полон сил. Это основная из причин. А вообще в России профессиональный бокс находится на невысоком уровне.
- То есть проведение титульных боев в России, а тем более в Самаре, нереально?
- Реально, если только организаторы перевезут из-за границы сюда все необходимое.
- За это время у тебя не появилось прозвище?
- Пока нет.
- Как оговаривается сумма гонорара?
- До боя. Независимо от того, выиграл ты или проиграл. Если проиграл один бой, в следующем оговоренный гонорар будет меньше, а если выиграл – то больше.
- В тяжеловесы не думаешь переходить?
- По своим физическим кондициям я не тяжеловес. Может, рост позволит мне в дальнейшем… А пока вес стоит на месте, и все. Ничего не могу с этим поделать (смеется).
- С судейством в России сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Может быть, стоило подождать три года до Олимпиады и потом со спокойной душой уйти в профессионалы?
- Вы знаете, процессы идут все время, пока я боксирую, а кардинальных изменений не происходит. Почти с уверенностью могу сказать, что проблемы на Олимпиаде у России будут и с участниками, и с судейством. Кто будет воспитывать молодежь? Сейчас все занимаются для себя. Мало спортсменов, которые ставили бы себе высокие цели в любительском спорте.
- Почему выбрал именно «Юниверсум»? Предложения от других компаний поступали?
- «Юниверсум» уже давно вышел со мной на контакт, когда я стал финалистом чемпионата мира. Пришли на соревнования поговорить. Я сказал, что мне сейчас не до этого. Они ждали. В 2004-м на Европе подходили. Затем мы встречались в Москве, постепенно процесс пошел. Я съездил в Германию, мне понравился профессиональный подход к боксу. А предложений от других фирм было очень много: из Америки, России и даже Австралии. Константин Цзю неофициально меня приглашал. В Австралию лететь – это слишком далеко для меня. Я очень люблю свой город. Тем, кто живет здесь постоянно, этого не понять.
- Когда ты «сдался»?
- После Кубка мира. Когда пошли подковерные игры. Как я ни тренируюсь, ничего сделать не могу. Все равно будет, как судьи договорились. Я начал задумываться об альтернативе. И принял решение. Правда, знаю, что многие люди отрицательно отнеслись к моему шагу. Могу лишь сказать, что, если бы обстановка в любительском боксе была более или менее благоприятной, я не стал бы этого делать. Я с удовольствием стал бы олимпийским чемпионом. Это величайшее звание для спортсмена. Но я не уверен, что моих стараний будет достаточно для того, чтобы выиграть Олимпиаду. Могут сказаться жеребьевка и другие факторы. Не считаю, что я дал слабину. По-моему, тот, кто так считает, ничего не знает о спорте. Вспомним Алексея Немова на последних играх. Такая неудача очень ударяет по самолюбию. Ты все силы кладешь на то, чтобы выиграть. И на самом последнем этапе тебя открыто засуживают. Когда мы со сборной ездили на соревнования, просили, судите объективно, не надо нам помогать.
- У тебя появился немецкий тренер?
- Да, мы договорились, что со мной будут заниматься два тренера. В России – Виктор Ланцов, в Германии на спаррингах – немецкий тренер.
- Можешь прокомментировать неожиданное поражение Николая Валуева от Руслана Чагаева?
- Ничего неожиданного в этом нет. Я их обоих знаю. С Чагаевым мы тренируемся в одном зале, только тренеры у нас разные. А Николая знаю как земляка-россиянина. Природные данные Валуева позволяли ему выиграть: он высокий, крупный. За счет этого он забирал много сил у своих соперников. Однако боксерского навыка у него нет. В то время как Руслан дважды был чемпионом мира в любителях, выигрывал Игры доброй воли, на Олимпиаде был в призах. Все это не проходит для боксера бесследно. Руслан просто не давал Николаю делать то, за счет чего Валуев всегда выигрывал.
- У тебя до сих пор на поясе на месте, за которое так отчаянно борются рекламщики, написано «Самара»?
- Да, так будет всегда.
- Даже если тебе предложат хорошие деньги?
- Я найду какое-то другое место, лучше свою фамилию уберу. Самару должны знать в мире. Чтобы все знали, что в России есть не только Москва, но и Самара, которая может гордиться своими чемпионами мира по боксу - Василием Шишовым, Олегом Саитовым и Александром Алексеевым. Кстати, иногда мне встречаются люди за границей, которые путают наш город с печально известной терактами и бомбардировками Самаррой в Ираке. Я говорю: «Не забудьте, Самара - это город на Волге. Он находится в России. У нас есть еще завод АВТОВАЗ, который выпускает машины «Лада». Они сразу кивают, поняли, мол. Хочется, чтобы город узнавали не по автомобилям, а по боксерам.
- Где, кроме бокса, ты мог бы реализовать себя?
- Возможно, подался бы в юриспруденцию. Стал бы адвокатом. Не судьей, у меня характер не такой. Хотя, может быть, стоит попробовать... Жена говорит, что у меня задатки хорошего управленца. Но в то же время я понимаю, что любая деятельность, если ты хочешь чего-то достичь, требует от тебя ответственности и максимальной отдачи. Поднявшись на вершину, нужно уметь на ней удержаться, что еще труднее, чем сам подъем.