23 января 2007 г.
На ОАО «Пластик», похоже, грядут большие перемены. С прошлой недели предприятие не работает, падают объемы производства, к тому же возможна продажа завода «Рособоронэкспорту». Эксперты напрямую связывают проблемы на «Пластике» с реформами на Волжском автозаводе.
О том, что у хозяев «Пластика», компании «Криста», есть проблемы с бизнесом, Репортеру рассказал источник, знакомый с ситуацией на предприятии. По его сведениям, на прошлой неделе сотрудники завода так и не вышли на работу после праздников. Многие рабочие завода написали заявления о предоставлении им четырех дней административного отпуска в месяц, то есть, таким образом, завод перешел на укороченную рабочую неделю. После этого на предприятии поползли слухи о том, что в августе грядет 25-процентное сокращение. Впрочем, говорят, что выборочно народ увольняют уже сейчас, причем без объяснения причин.
В этой ситуации, по информации Репортера, руководство завода рассматривает возможность его продажи «Рособоронэкспорту». Однако менеджмент предприятия не намерен совсем покидать рынок автокомпонентов. Часть оборудования может переехать в Ленинградскую область, где не исключена кооперация с всеволожским заводом «Форд». В Сызрани же «Рособоронэкспорт» сможет организовать, по сути, филиал АвтоВАЗа или его дочернее предприятие, вообще исключив из цепочки производства автомобилей сторонних поставщиков пластиковых компонентов.
В случае подготовки «Пластика» к продаже оптимизация штатного расписания завода выглядит логично. С другой стороны, объемы производства завода падают и держать раздутый штат становится неликвидно.
В высшем руководстве «Пластика» отрицают сокращения и возможность продажи. Директор по инвестиционной политике Дмитрий Чипура заявил Репортеру, что «о продаже завода речи не идет». Он сказал, что предприятие определилось с организаторами облигационного займа, который будет размещен в ноябре, но не уточнил, кто именно будет андеррайтером. Средства от займа планируется направить на модернизацию и расширение производства, говорит Чипура. Он объяснил, что после включения «Пластика» в состав группы «Криста» с начала года проводится объединение производств по выпуску готовой продукции. «Таким образом, некоторые цеха по профильным направлениям были локализованы. Это не означает уменьшение количества рабочих мест, это означает изменение месторасположения сотрудников, с которым не все смогли согласиться», - настаивает Чипура. Однако председатель профкома завода Евгений Зиновьев подтвердил Репортеру сокращения, объяснив их спадом производства. То же сказали и в сызранском отделении областной организации профсоюзов.
Депутаты Сызранской гордумы знают о проблемах на «Пластике». Спикер парламента Александр Елистратов заявил Репортеру, что осведомлен о трудностях предприятия. «В нынешней деятельности завода большое место занимает социальная политика, она выставляется напоказ, а коммерческие дела компании скрыты», - заметил Елистратов. Петр Юрасов, другой депутат, подтвердил Репортеру информацию о сокращении на заводе. Николай Алексанин, занимающий пост депутата и менеджера «Пластика» одновременно, отказался комментировать ситуацию на предприятии.
В годовом отчете «Пластика» за 2006 год сказано, что объем реализованной продукции в прошлом году снизился на 2,09% по сравнению с 2005 годом и составил 5456,4 млн рублей.
На снижение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг влияние оказало снижение объемов производства в связи со снижением объемов выпуска автомобилей ВАЗ классических моделей и высокой конкуренцией на рынке производства автокомпонентов, говорится в отчете. Объем товарной продукции за 2006 год в действующих ценах составил 4558,3 млн рублей против 4846,5 млн за 2005 год, снижение составило около 6%.
В 2007 году, если «Пластик» закончит его со старым руководством, снижение выручки будет, скорее всего, еще значительнее. Предпосылки к производственным трудностям на «Пластике» появились сразу после того, как на основном партнере предприятия - АвтоВАЗе - сменилось руководство. Менеджеры «Рособоронэкспорта» заметно уменьшили объемы поставок с «Пластика», передав, в частности, контракт по производству автосидений «АвтоВАЗагрегату». Г-н Чипура рассказал Репортеру и о другом неудачном проекте «Пластика» (совместном с итальянской Autocomponent Engineering - по производству рулей с подушками безопасности. «Технологическая подготовка к выпуску данного вида продукции, в том числе рулей с управлением звуком и светом, проведена, но заказов на данную продукцию пока не поступало», - заметил Дмитрий Чипура.
Ясно, что работа с АвтоВАЗом — главное направление развития всех отечественных производителей автокомпонентов из пластмасс. В структуре большинства подобных «Пластику» предприятий доля тольяттинского автогиганта составляет до 80%. С другой стороны, «Рособоронэкспорт» уже несколько последних месяцев рассуждает о полной смене модельного ряда. Нынешнее же качество продукции «Пластика» пока находится ниже европейского уровня и, чтобы поставлять комплектующие на новые перспективные модели ВАЗа или на другие автосборочные заводы, необходимо срочно модернизировать производство. Как, а главное, за счет кого это будет сделано, и решается сейчас в Сызрани.
Лилия Абдуллина