22 января 2007 г.
Нашумевшая история с обманутыми дольщиками в последние годы отодвинула на задний план судьбу обманутых вкладчиков – людей, вложивших в начале 1990-х свои сбережения в разнообразные «финансовые пирамиды» и потерявших их. Между тем ряд самарских вкладчиков считает, что их пытались обмануть дважды. Второй раз – при выплате компенсаций.
С 2001 года работой с ними в Самаре занималась общественная организация «Комитет по защите прав вкладчиков», руководимая Борисом Шевелевым. Но с 28 марта текущего года распоряжением главы Самары № 112-Р «Об организации работы по осуществлению компенсационных выплат обманутым вкладчикам акционерам в городском округе Самара» эти функции перешли городскому департаменту социальной защиты населения.
Как пояснила и.о. руководителя отдела по социальным выплатам Ольга Логунова, инициатором смены организации, работающей с гражданами на уровне города, стало руководство федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, осуществляющего выплаты компенсаций пострадавшим вкладчикам. В начале текущего года фонд в одностороннем порядке расторг договор, заключенный с организацией, возглавляемой г-ном Шевелевым. Причиной расторжения стали неоднократные нарушения, допущенные общественной организацией. В письме на имя заместителя главы городского округа Самара Виктора Кудряшова говорится: в связи с тем, что руководством комитета по защите прав вкладчиков «дважды было нарушено условие договора о предоставлении отчета по производству компенсационных выплат в сроки, определенные указанием к договору, федеральный фонд на основании п.4.3 от 26 апреля 2006 г. уведомил руководителя комитета по защите прав вкладчиков Шевелева Б.А. о прекращении действия вышеуказанного договора и необходимости вернуть невыплаченные денежные средства на счет федерального фонда». При этом, учитывая сложную ситуацию, руководство фонда обратилось к главе города с просьбой в кратчайшие сроки решить вопрос о возложении полномочий на другую организацию и направить соответствующее письмо.
Главой города было принято решение назначить уполномоченным органом, отвечающим за выплаты компенсаций, департамент социальной поддержки и защиты населения, при котором для этих целей создан специальный отдел социальных гарантий, ведущий работу по регистрации и оформлению документов на осуществление компенсационных выплат.
В целях упорядочения работы прием обманутых вкладчиков для сбора и регистрации документов проводится в районных управлениях социального обслуживания и защиты населения. Еженедельно в отдел социальных гарантий и его отделения в районах города обращается примерно 400 обманутых вкладчиков и акционеров. В настоящее время зарегистрирован 561 человек, имеющий право на выплату компенсаций, из них 185 граждан включены в список первой очереди и уже отправлены в Москву на выплату компенсации. Контроль за выполнением распоряжения осуществляет заместитель главы города по социальным вопросам Екатерина Горбунова.
С началом этой работы специалисты отдела по выплатам столкнулись с рядом жалоб, поступивших от граждан на действия прежнего уполномоченного органа – комитета по защите прав вкладчиков. В частности, рассказывают они, руководство регулярно собирало некие членские взносы, которые сами вкладчики именуют попросту поборами. Например, если обманутый вкладчик хотел, чтобы его документы были зарегистрированы и отправлены в Москву, то ему было необходимо по определенному договору внести некоторую сумму денег для того, чтобы ускорить процесс. Мотивировалось это тем, что у общественной организации не было денег на зарплату сотрудникам, на оплату помещения и прочие расходы. «Например, нам говорили, что необходимо поехать в Волгоград, где находится центральный офис, а на дорогу нужны деньги, - поясняет вкладчица Мария Логинова. – Мы целые очереди отстаивали для того, чтобы заплатить, ведь человек обещал ехать, хлопотать, чтобы нам деньги выплатили».
В итоге вкладчики сейчас чувствуют себя обманутыми дважды, потому что многие из них до сих пор так и не дождались положенных им выплат. При этом, как поясняет Ольга Логунова, комитет по защите прав вкладчиков являлся общественной организацией, созданной при администрации города, и, соответственно, оплачивать деятельность этой организации должна была именно администрация, а никак не граждане.
И это отнюдь не единственное нарушение, обнаруженное работниками отдела социальных выплат в деятельности прежнего уполномоченного органа. «К нам сейчас обращаются обманутые вкладчики, мы проверяем их по базе данных и видим, что деньги из федерального фонда для них были выделены. При этом в банке этих денег нет, - рассказывает Ольга Логунова. – Раньше система выплат была такова, что из Москвы деньги переводились на один счет, открытый на имя г-на Шевелева. А он уже с этого счета распределял средства на сберкнижки граждан, которые они, кстати, тоже вынуждены были открывать за свой счет. В результате получается, что люди ожидали выплат по нескольку лет, платили «взносы», в итоге ничего не получили, и теперь мы их отправляем в Москву за выплатами компенсаций».
Много вопросов вызывают у специалистов отдела и размеры тех выплат, которые все-таки были произведены. Согласно нормативным документам, сумма компенсационных выплат зависит от суммы вкладов, без учета процентов. На каждый миллион, вложенный когда-то в одну из «пирамид», гражданин получает одну тысячу рублей. Но эта норма соблюдалась комитетом по защите прав вкладчиков далеко не всегда. «Приходит человек с договором на 13 млн, а у него выплата – 1300 рублей», - поясняет Ольга Логунова.
В настоящее время выплаты компенсаций производятся по принципиально иной схеме. Заключен трехсторонний договор между городским департаментом социальной защиты, федеральным фондом и Газбанком, в котором четко прописаны обязанности каждой из сторон. Согласно договору, отдел социальных выплат занимается только работой по регистрации обманутых вкладчиков и сбором всех необходимых документов, после чего списки граждан, подтвердивших свое право на получение компенсации, отправляются в Москву, в федеральный фонд. Специалисты фонда готовят специальные ведомости, на основании которых средства на осуществление выплат переводятся в Газбанк. А банк на основе паспортных данных, представленных фондом, открывает индивидуальные персонифицированные счета на каждого гражданина. «Сейчас в наш адрес стали раздаваться обвинения в том, что мы занимаемся «прокручиванием» денег обманутых вкладчиков в Газбанке, - говорит Ольга Логунова. – Обвинения эти необоснованны и неуместны. Мы с деньгами вообще дела не имеем, у департамента нет никаких собственных счетов. Мы имеем дело только с документами. А еще – оповещаем граждан о том, что на их счет поступили деньги. Все, на этом наши функции заканчиваются».
При этом есть вероятность того, что многие документы гражданам, ранее сдавшим их в комитет, придется предоставлять повторно. Уже в течение нескольких месяцев специалисты городского департамента пытаются получить от г-на Шевелева пакет документов, собранных за 2006 год и так и не отправленных в федеральный фонд. Однако руководитель комитета, по словам г-жи Логуновой, предоставлять эти сведения отказывается под самыми разнообразными предлогами. И не исключено, что всем этим людям – а это более тысячи человек – придется проходить процесс регистрации в качестве обманутого вкладчика по второму разу. Что потребует от них, по большей части уже немолодых и далеко не вполне здоровых, дополнительных затрат времени, сил и денежных средств.
Однако даже при этом условии не каждый из них, как выясняется, сможет твердо рассчитывать на получение положенного. Валентина Захарова, пенсионерка и ветеран труда, с 1995 года ждет выплат по вкладам, которые сделал когда-то ее муж. Супруг, ветеран Вооруженных сил, много лет прослуживший на Севере, скончался, так и не дождавшись компенсации за потерянные деньги. «Постоянно отвечали, что деньги из Москвы не пришли, - говорит Валентина Захарова. – К тому же, при регистрации документов у меня забрали оригиналы договоров с «Русским Домом Селенга», и получить их обратно я не смогла». В такой ситуации – когда отсутствуют оригиналы документов – доказать свое право на компенсацию практически невозможно, поясняет Ольга Логунова. А потому забирать их у вкладчика руководство уполномоченной организации, согласно закону, просто не имело права.
Положение, сложившееся в результате деятельности комитета по защите прав вкладчиков, способно, по мнению специалистов департамента, создать сейчас дополнительные сложности в оформлении необходимых документов, как чиновникам, так и самим обманутым вкладчикам. По сути дела, «работа» Шевелева отсрочила для большинства вкладчиков и получение долгожданных выплат.
Новикова Ольга