19 января 2007 г.
30 мая ФНС утвердила новую Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В ее основу легли 11 критериев оценки рисков налогоплательщиков, иными словами, «подозрительные признаки», которые могут дать налоговикам повод нанести вам визит. Обнародовав их, ФНС надеется повысить налоговую дисциплину и грамотность налогоплательщиков. Таким образом, теперь каждый предприниматель может самостоятельно оценить свои риски на попадание под «пресс» налоговых проверок.
Итак, предприятие вполне может попасть в ранг «неблагонадежных», если:
1. Компания платит меньше налогов, чем в среднем ее коллеги по отрасли;
2. В бухгалтерской отчетности наблюдаются убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;
3. Присутствуют значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
4. Расходы растут быстрее, чем доходы;
5. Зарплата сотрудников компании ниже средней по отрасли;
6 и 7. Налогоплательщик играет на грани фола (по мнению ФНС), неоднократно приближаясь к пороговым показателям, которые дают ему право на специальные налоговые режимы. Или индивидуальный предприниматель показывает в отчетности расходы, сумма которых максимально приближена к его доходам;
8. Имеются закупки через цепочки контрагентов-перекупщиков или необъяснимые с точки зрения здравого смысла контракты;
9. Налогоплательщик не смог или не захотел объяснить налоговой, почему показатели его деятельности так сильно расходятся с обычной практикой;
10. Компания неоднократно меняет "прописку", мигрируя из одной инспекции в другую;
11. Уровень рентабельности фирмы сильно отличается, по данным статистики, от «отраслевого».
Казалось бы, все довольно лаконично – «тестируйся» и спи спокойно. Однако, по мнению экспертов Репортера, не все так просто. Большинство из выделенных признаков не столь однозначны и не могут служить универсальным способом оценки. Прежде всего, наибольшей критике подверглись пункты 1 и 11, опирающиеся на понятие среднего показателя по отрасли. Например, вызвала сомнение возможность вычислить «средний налог» в сфере торговли. Очевидно, что у крупных и мелких компаний показатели совершенно разные, универсальной цифры быть просто не может.
Также спорным представляется и 4 критерий. Как отметили эксперты, под эту «статью» теоретически могут подпасть не только «уклонисты», но и бурно развивающиеся компании.
Ну а самыми «жизненными» и правдоподобными эксперты назвали пункты 2, 3 и 8: обозначенные в них признаки могут действительно говорить о не совсем честной игре предпринимателя.
Узнать мнение самих налоговиков по поводу новой концепции и, в частности, названных критериев не удалось.
COMMENT
Дмитрий Яковенко, президент Самарского территориального института профессиональных бухгалтеров:
- Во-первых, можно говорить, что каждый из перечисленных критериев субъективен и у вполне честного налогоплательщика могут появиться перечисленные признаки. Например, рассмотрим пункт 4: расходы растут быстрее, чем доходы. Для многих практиков не секрет, что зачастую небольшой банк (магазин может давать гораздо больше прибыли (на 1 рубль инвестиций), чем большой. Вы скажете, для чего тогда создавать большие банки, супермаркеты. Но ведь есть понятия «доход на 1 рубль» и «валовой доход». На большом предприятии валовая прибыль будет, скорее всего, больше. Совершенно очевидно, что при расширении бизнеса нужны инвестиции, и рост расходов, в том числе тех, которые формируют себестоимость, на первых порах может превышать рост доходов. Предприниматель это понимает и идет на риск. Если органы ФНС этого не понимают, то они имеют право на проведение проверки, которая и покажет, кто прав.
Вместе с тем ряд критериев имеют под собой определенное основание для подозрений.
Например, второй критерий – наличие убытков в течение нескольких отчетных периодов. Я считаю, что объективным это может быть либо в стадии банкротства организации, либо это должно быть явлением временным, либо это должно быть муниципальное (государственное унитарное предприятие, которое оказывает социально значимые услуги (выполняет работы ниже себестоимости по фиксированным собственником ценам. В противном случае и у меня, так же как и у инспектора, возникает вопрос: а для чего собственнику такое предприятие?
Вызывающими подозрение, на мой взгляд, являются и основания, означенные в пункте о налоговых вычетах. Хотя я уже неоднократно заявлял, что государство иногда само создает (вполне возможно, что создает исходя из социального заказа, который получают конкретные разработчики законопроектов условия, при которых налогоплательщики злоупотребляют правом таких вычетов. Например, куда проще для учета и расчетов было бы ввести не НДС, а налог с продаж.
У меня очень богатый опыт работы с различными районными инспекциями Самарской области, мне также приходится много ездить по стране и сталкиваться с тем, как работают органы ФНС в ряде других регионов. В целом я хотел бы сказать, что органы ФНС Самарской области работают достаточно корректно. И я думаю, что независимо от того, какой документ родился в недрах ФНС, уровень профессиональной подготовки работников ФНС в Самарской области достаточно высок для того, чтобы налогоплательщики могли рассчитывать на вдумчивый подход налоговых работников к его реализации.
Марина Вдовина, управляющий Самарским филиалом ЗАО «Русь-Банк»:
- В целом критерии достаточно понятны и действительно помогают налогоплательщику определить - ожидать ли ему пристального внимания со стороны налоговых органов или нет. Что касается пунктов, где проводятся сравнения с некими "средними" показателями - думаю, должно быть официальное уточнение, кто, каким образом определяет эти показатели на практике. В целом же, если предприятие ведет добросовестную деятельность, заключает логичные с точки зрения здравого смысла контракты, получает прибыль (ведь это коммерческое предприятие, и получение прибыли является целью его
деятельности), платит сотрудникам разумную зарплату - думаю, ему нечего
опасаться. А обнародование указанных критериев - большой шаг на пути к развитию
правового государства.