22 января 2007 г.
Вступившие в силу 1 июня поправки к закону о туризме вызвали бурную реакцию общественности, но представители туристических компаний Самары заявляют, что ничего сверхъестественного на рынке пока не происходит. Туризмом в Самаре будут заниматься, как считают некоторые эксперты, либо «богатые» самарские фирмы, либо не менее состоятельные представительства московских туроператоров, которых в федеральном реестре большинство.
1 июня вступили в силу поправки в закон о туризме, с помощью которых государство намерено контролировать туристический рынок страны и защищать интересы туристов. Согласно новой редакции закона туроператоры должны получать у банка или страховой компании финансовые гарантии на свою деятельность – 500 тыс. рублей в год для внутреннего туризма и 5 млн рублей для международного. При этом в последующие годы финансовые гарантии для международного туризма возрастут до 10 млн рублей. Информация обо всех российских туроператорах, получивших финансовые гарантии, размещена в едином федеральном реестре, который находится в свободном доступе на сайте Ростуризма.
Если до 1 июня туроператоры не успели заручиться финансовыми гарантиями, их деятельность является незаконной и будет приостановлена. На 1 июня в Ростуризм поступило 2135 заявок от туроператоров со всей России. Все заявки, которые были поданы до 28 мая, уже обработаны. Но на 1 июня в единый федеральный реестр туроператоров вошли лишь 1333 компании. Из них право заниматься выездным туризмом получили 1149 туроператоров, в том числе шесть самарских. Среди 184 турфирм, которые будут организовывать туристические поездки по стране, 3 самарские туркомпании. Во включении в реестр было отказано 201 фирме. В их числе одна самарская. Не соответствующим новому законодательству оказалось ООО «Нюанс».
Около 600 заявлений сейчас находятся на стадии рассмотрения. И хотя заявку на включение в реестр можно подать и после 1 июня, большинство аналитиков считают, что около 80% ранее зарегистрированных турфирм не сможет работать на рынке в качестве туроператоров.
Напомним, что всего с 2002 года было выдано около 10 тыс. лицензий на осуществление туроператорской деятельности.
Ранее критики закона утверждали, что его положения нанесут удар по небольшим туристическим компаниям, оборота которых не хватит для выплаты суммы финансовой гарантии, что приведет к переделу рынка. Прогнозировали, что в России в итоге останется не более 1-1,5 тыс. туроператоров. Те фирмы, которым страховая сумма оказалась не по карману, вынуждены были поменять статус и превратились в турагентства - продавцов готовых путевок.
Таким образом, на данный момент происходит процесс становления туристского сегмента. В результате этого рынок туристических услуг существенно изменится. Туризмом в Самаре будут заниматься, как считают некоторые эксперты, либо «богатые» самарские фирмы, либо не менее состоятельные представительства московских туроператоров, которых в федеральном реестре большинство. Денежные гарантии, предоставленные туроператорами, действуют только в течение одного года. Поэтому не исключено, что «перетасовке» туристский рынок будет подвергаться ежегодно.
Что же касается самих туристов, то с 1 июня все претензии по качеству тура они должны будут направлять туроператору, оформившему путевку. За компенсацией в случае чего можно будет прийти непосредственно в банк или страховую компанию.
Информация о реестровом номере туроператора будет обязательным условием договора при предоставлении услуг. Согласно законодательству, турагент обязан дать клиенту полную информацию о туроператоре, сформировавшем тур. В случае если у покупателя путевки все-таки возникли сомнения в надежности фирмы, информацию о ней можно получить в банке или страховой компании, где оформлены финансовые гарантии туроператора.
Кроме того, новая редакция закона предоставляет возможность туристам предъявлять претензии к туроператору на задержку авиарейса. Теперь в соответствии с новыми правилами за туроператора, сделавшего обязательный гарантийный взнос, деньги вернет банк или страховая компания. А они, в свою очередь, будут предъявлять претензию к авиаперевозчику. Пассажир может получить компенсацию за задержку рейса — 25 рублей за каждый час. Некоторые авиакомпании предлагают людям добровольно застраховаться от этого риска. Стоит такая страховка 150 рублей. «Теперь туристы во всеоружии», - считает Марина Кийкова, заведующая отделом зарубежных туров туроператора «Спутник - Гермес». Но, по ее словам, за начало июня пока жалоб со стороны их клиентов на задержку чартерных рейсов не было. «Новый закон будет стимулировать авиакомпании на более точную работу. Правда, каким образом будут происходить выплаты, в судебном порядке или нет, мы еще не определили», - добавляет Марина Кийкова. Елена Волкова, директор туристического агентства «Альянс – Тур», подтверждает, что в случае незапланированного ожидания авиарейса клиент может получить компенсацию, но только в судебном порядке. «Сегодня к авиакомпаниям предъявляются более жесткие требования, чем раньше. В случае задержки рейса помимо денежной компенсации они должны предоставлять своим клиентам бесплатный завтрак и, в зависимости от времени задержки рейса, бесплатное проживание», - комментирует Марина Коновалюк, директор турагентства «АРТ Трэвел».
Как утверждают эксперты рынка, любимые туристами «горящие» путевки и услуги по бесплатному бронированию остаются в силе. Не снизится и количество туров на рынке. Все крупные организации планируют работать так же, как и до введения поправок, чтобы не потерять расположения клиентов.
Тем не менее в настоящий момент существует определенное количество туристов, купивших путевку в «межсезонье», и чьи туроператоры к настоящему моменту не попали в реестр. Получается, что даже если турфирма не собирается «сбегать» с деньгами туриста, поездка будет осуществлена незаконно. Ситуация получается двоякой, потому что, с одной стороны, после 1 июня договор между туроператором и туристом, где нет информации о реестровом номере и финансовой гарантии туроператора, не имеет юридической силы, и турист вправе требовать перезаключения договора. С другой стороны, если деньги уже заплачены, а договор отныне считается недействительным, то получается, что турфирма туристу ничего не должна, так как действительного договора между ними не существует.
Кроме того, дипмиссии ряда стран отказываются принимать документы туристов, оформивших туры в компаниях, пока не вошедших в реестр операторов. Впрочем, так как зарубежные дипмиссии не подпадают под юрисдикцию российского законодательства, то вопрос, принимать или не принимать документы у операторов, они решают самостоятельно. Например, французское консульство, которое в феврале существенно сократило число аккредитованных турфирм, продолжает принимать документы у всех оставшихся операторов, независимо от того, вошли ли они в реестр. Сотрудники консульства просят лишь предоставить им свидетельство о том, что документы для внесения в реестр уже поданы, и копию договора о получении фингарантий в банке или страховой компании. А вот консульства Румынии, Италии и Болгарии уже не принимают документы операторов, не входящих в реестр. Впрочем, по словам представителей самарских туроператоров, их данная проблема не коснулась. Как говорит Марина Кийкова, «Спутник - Гермес» и московские туроператоры, с которыми они сотрудничают, уже внесены в единый федеральный реестр по оказанию услуг международного туризма. «Альянс-Тур», по словам Елены Волковой, оказывает полный комплект туристических услуг по внутреннему туризму, и в федеральный реестр они уже также включены. «По международным направлениям мы сотрудничаем с московскими операторами, которые также получили необходимые фингарантии и уже имеют реестровый номер», - сообщает директор «Альянс-Тур». «АРТ Трэвел» является туристическим агентством. Мы продаем готовые туристические продукты. В связи с этим нам не нужно было получать финансовые гарантии. Мы работаем с московскими туроператорами, которые получили все необходимые документы», - заключает Марина Коновалюк.
СО