22 января 2007 г.
Транспортные проблемы медленно душат не только Самару. В «воздушном такси» нуждается уже вся область. И не только в «такси». Многие вопросы могли бы решить вертолеты и оборудованные вертодромы. Но на пути перспективных планов до сих пор встает Воздушный кодекс. Так что летать над Самарской областью без проблем сегодня может только Президент РФ Владимир Путин.
К прошедшему саммиту на территории санатория «Волжский Утес» был построен вертодром, соответствующий международным стандартам - для приема высокопоставленных гостей. Это первый и единственный вертодром подобного класса на территории Поволжья и второй в России (первый построен на территории резиденции Президента РФ «Стрельна» в Санкт-Петербурге). Он имеет железобетонное покрытие размером примерно 106 100 кв.м, рассчитан на прием пяти вертолетов Ми-8. В его состав входит посадочная площадка (2420 кв.м), 4 места для стоянок (2420 кв.м), рулежная дорожка (100 м), система светосигнального оборудования, благодаря которой площадка может принимать и выпускать вертолеты даже ночью. На вертодроме есть и здание контрольно-диспетчерского пункта, установлено радионавигационное, метеорологическое оборудование, проложены линии электроснабжения.
Учитывая, что санаторий находится под руководством управления делами президента, вертолетная площадка имеет специфическое назначение. Пока вертодром предназначен для литерных рейсов, то есть для перевозки глав государств и членов правительства. Но это лишь первая стадия эксплуатации. Предполагается, что в дальнейшем перечень оказываемых услуг значительно расширится. Будут предоставляться вертолеты для корпоративных перевозок, регулярных доставок пассажиров и грузов, туристических маршрутов, а также для специальных полетов по заданиям министерств и ведомств...
Вертолетная площадка на территории «Волжского Утеса» была и раньше. Но, тем не менее, 30 января 2007 года федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ было принято решение «о назначении международного аэропорта «Курумоч» эксплуатирующей организацией по обслуживанию вертодрома, находящегося на территории санатория «Волжский Утес». Аэропорту необходимо было принять все объекты вертодрома на эксплуатационное содержание и провести соответствующие мероприятия для его освидетельствования и регистрации в государственном реестре вертодромов гражданской авиации РФ.
В настоящее время вертодром обслуживается ВТК «Россия», но ведутся поиски базовой коммерческой компании. Сейчас прорабатываются вопросы коммерческого использования площадки. В Самарской области имеются действующие площадки и под Тольятти, в Красноярском районе, идут разговоры о проектировании вертолетной площадки на крыше одного из зданий на Речном вокзале в Самаре, откуда пассажиры за считанные минуты смогут совершать перелеты в другие города и населенные пункты Самарской губернии... В идеале эти площадки должны замкнуться в своеобразное кольцо, стать перевалочными пунктами в новом планируемом туристическом маршруте. Благо в Поволжье есть на что посмотреть с воздуха!
Комплексный проект «Вертодром», включающий не только вертолетную площадку в «Волжском Утесе», но и создание вертодрома в черте Самары, разрабатывается аэропортом «Курумоч». По словам руководителя отдела по связям с общественностью аэропорта «Курумоч» Елены Давыдовой, вопросы финансирования данного проекта еще предстоит решить. Сами специалисты аэропорта считают, что на сегодняшний день малая авиация является весьма востребованной, а строительство новых взлетно-посадочных площадок крайне необходимо. Уже около двух лет международный аэропорт «Курумоч» развивает это направление. Использование малой авиации для перевозок пассажиров на небольшие расстояния оправдывает себя. Довольно успешно развивается проект аэротакси Dexter, принадлежащий ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», рейсы которого сегодня выполняются в Казань и Нижний Новгород. Пользуются спросом как регулярные перелеты, так и заказные: корпоративные и индивидуальные. В ближайшем будущем Dexter планирует расширять географию полетов.
Исследования рынка показывают, что спрос есть не только на межрегиональные перевозки, но и на внутриобластные. Воздушное сообщение между Самарой и Тольятти, Сызранью и другими городами области становится все более востребованным. Специалисты считают, что реализация проекта внутриобластного авиатакси имеет высокую социальную значимость. Воздушный транспорт позволит справиться с таким малоприятным явлением технического прогресса в мегаполисе, как автомобильные пробки. А значит, существенно сократить время доставки пассажиров в населенные пункты Самарской области, в места отдыха, в аэропорт и т.д. Вертолет способен доставить пассажиров из аэропорта «Курумоч» в «Волжский Утес» за 20 минут. Для сравнения: тот же путь займет на автомобиле около трех часов.
Как сообщили в пресс-службе аэропорта, в осуществлении авиаперевозок уже заинтересован ряд вертолетных компаний. В частности, на воздушной трассе, соединяющей аэропорт с «Волжским Утесом», задействованы комфортабельные вертолеты Ми-8 МТВ «ГТК «Россия». Современные вертолеты для бизнес-перевозок имеют комплектацию повышенной комфортности на 4, 10 и 20 пассажирских мест. Они являются экологически чистым видом транспорта с относительно низким уровнем шума на местности. А это немаловажный показатель при выполнении рейсов в черте города. И хотя полеты воздушных судов в черте города на малых высотах запрещены законодательством, географическое расположение Самары позволяет совершать перелеты на вертолетах, например, из аэропорта «Курумоч» в центр города над Волгой, с последующей посадкой на площадку в пределах береговой черты.
Однако, как заявил начальник областного аэроклуба РОСТО Геннадий Черковский: «С вертолетными площадками в Самаре большая беда. На сегодняшний день в черте города нет ни одного нормально оборудованного вертодрома. Ближайшие зарегистрированные площадки находятся в селе Рождествено и на Проране - на другой стороне Волги. Вертолетная площадка в районе поселка Управленческого давно не используется по назначению. Площадь, предназначенная для посадки вертолетов, превращена в культовое место отдыха самарского населения. Я считаю, развитие малой авиации необходимо. Пусть не для регулярных перевозок, но при возникновении каких-либо экстремальных ситуаций должно быть место, где можно посадить вертолет. Площадки, способные принять воздушный транспорт, должны быть для санитарной авиации и спасательной техники в каждом районе.
Что касается содержания вертолетного парка, то дело это неприбыльное. Чтобы оно окупалось, техника должна летать и работать, должна быть востребована. Но в связи с нашим законодательством вертолеты, которые имеются не сегодняшний день, используются для выполнения авиационных работ не в полном объеме. Поэтому сложно оценивать сложившуюся ситуацию. Средств, которые мы имеем, не хватает. Наши вертолеты непригодны для прыжков с парашютом. Дело в том, что конструкция МИ-2 не позволяет этого сделать: слишком он маленький. Да и парашютный спорт в Самаре не развит, поэтому полностью загружать этим вертолеты не имеет смысла. Если взять себестоимость часового полета, то она переваливает за 20 тысяч рублей. На сегодняшний день по документам разрешено поднимать в воздух не более четырех парашютистов. Даже если цена одного прыжка будет тысяча рублей, чтобы поднять вертолет на высоту 3 километра, затрачивается 9 тысяч. В результате убыток – 5 тысяч рублей. Эксплуатировать вертолеты на коммерческих мероприятиях мы не можем, так как по Воздушному кодексу, регламентирующему применение государственной авиации, это является нарушением. Соответственно, это дело медленно умирает. При этом во всем мире малая авиация весьма востребована. И если мы в этом плане отстаем, то это дело времени».
Ксения МАЛИНОВСКАЯ, специально для GazetaSamara.ru