22 января 2007 г.
Областные власти решили помочь тольяттинскому заводу «Фосфор» с утилизацией отходов. На днях на заводе было приостановлено конкурсное управление, теперь исправлением экологической ситуации займется министр природных ресурсов губернии Александр Федоров совместно с тольяттинской горадминистрацией.
В прошедший понедельник на тольяттинском заводе «Фосфор» было, по сути, остановлено внешнее конкурсное управление. Глава министерства природных ресурсов Александр Федоров в ходе рабочей поездки на предприятие заявил, что недоволен ситуацией на заводе с отходами производства. Министр также заявил, что теперь утилизировать отходы будет муниципалитет городского округа. Для устранения наиболее опасных из них нужно не более двух месяцев, уверен министр. Господин Федоров считает, что уничтожение отходов входило в обязанности конкурсного управляющего завода Сергея Ракитина. Так как этого не было сделано, чиновник хочет подать заявление на бездействие господина Ракитина в прокуратуру.
Напомним, что основное производство "Фосфора" было ориентировано на переработку казахстанского сырья, но в октябре 2002 года новый владелец "Казфосфата" отказался продолжать сотрудничество с тольяттинским заводом, и поставки сырья были прекращены. На "Фосфоре" было введено внешнее наблюдение, а в ноябре 2003 года – конкурсное производство.
На заводе сложилась напряженная ситуация с накоплением особо опасных фосфорных отходов. Так, в цехе №27 накопилось около 30 тонн взрывоопасного треххлористого фосфора и 20 тонн хлорокиси фосфора, являющихся веществами I класса опасности, которые при взаимодействии с водой могут взорваться. Сейчас цех, где стоят цистерны, не охраняется, кровля цеха развалилась, дождевая вода попадает внутрь, а это в любой момент может привести к взрыву и возникновению чрезвычайной ситуации в масштабах всего города.
В соответствии с законодательством с января этого года у министерства природных ресурсов появились полномочия по осуществлению государственного экологического контроля, что позволило в мае этого года начать на заводе проверку по соблюдению природоохранного законодательства. Ее осуществляет комиссия, в состав которой входят представители управления МЧС по Самарской области, Федеральной службы Росприроднадзора, Роспотребнадзора.
Комиссия установила, что соответствующий контроль за хранением, вывозом, передачей отходов их непосредственным собственником не был организован, а именно хранение большей части опасных фосфорсодержащих отходов осуществляется с нарушением существующих противопожарных, санитарных и экологических требований (большая часть отходов находится на открытом грунте, емкости негерметичны, доступны для проникновения, часть зданий бывших цехов разрушена). Кроме того, конкурсный управляющий не может представить документацию по вывозу и утилизации отходов за 4 года банкротства завода, говорится в пресс-релизе облправительства.
Масса накопленных отходов (всего их около 800 тонн вместе с проблемами по их обезвреживанию перейдет в компетенцию муниципалитета Тольятти. Для того, чтобы помочь администрации, министерством природных ресурсов была привлечена экспертная организация. На основании заключения и представленной инвентаризации оставшихся на территории отходов установлено, что их количество на данный момент во много раз меньше того, что рассматривается в проекте «Технико-экономическое обоснование утилизации отходов ОАО «Фосфор», выполненном по заданию администрации города Тольятти в 2006 году. А именно, по данным материалов этого проекта, речь идет о 13 тыс. тонн отходов, на переработку которых необходимо 517 млн рублей из бюджета. По заключению экспертизы, проведенной по заданию министерства, по состоянию на май 2007 года на территории осталось не больше 5 тыс. тонн отходов, на полную утилизацию и обезвреживание которых потребуется не более 10 млн руб.
Мэрия уже предъявляла господину Ракитину претензии по неутилизации отходов в прошлом году. Как он тогда заявлял СМИ, получить лицензию, позволяющую проводить такого рода работы, так и не удалось, а организации, занимающиеся утилизацией, заявляли, что уничтожение 1 тонны фосфошламов стоит от 300 тыс. до 1 млн рублей. На «Фосфоре» несколько сотен тонн отходов, поэтому уложиться в объявленные природоохранным министерством 11 млн рублей конкурсное управление в любом случае не могло. Господин Ракитин отмечал, что за весь период конкурсного управления от продажи имущества обанкротившегося предприятия было выручено всего лишь около 50 млн рублей, большая часть которых пошла на погашение просроченной задолженности по заработной плате рабочим химкомбината.
Скорее всего, муниципалитет не сможет утилизировать все отходы самостоятельно, это довольно дорого. Однако есть вероятность, что будут обезврежены самые опасные из них – сумма, которую готово выделить облправительство, может быть исчерпывающей. С другой стороны, вопрос, когда территория бывшего завода-гиганта превратится в одну большую лужайку, остается открытым.
А вот инициатива сначала мэрии, а теперь и министра Федорова, привлечь к уголовной ответственности господина Ракитина выглядит довольно странной. Согласно Арбитражно-процессуальному кодексу, конкурсный управляющий должен провести расчет с кредиторами предприятия, а не заниматься утилизацией отходов давно не существующего производства.
Comment:
Анатолий Юшин, управляющий партнер юридической фирмы А.S.T. LEGAL:
Основная задача конкурсного управляющего – это вовремя рассчитаться с долгами банкрота. Согласно АПК, под кредиторами подразумеваются как юридические лица, выдававшие ссуды или другие банковские продукты, так и работники предприятия, которым не выплачена заработная плата. Кроме того, арбитражный управляющий несамостоятелен в своих действиях, он выполняет решения собраний кредиторов. Уголовное преследование управляющему завода «Фосфор» скорее грозило, если бы он не рассчитался с кредиторами и не закрыл долги по зарплате. Конечно, как любой руководитель, управляющий завода должен следить за экологией производства, но если в этом случае у него не было на это средств, то здесь нет ничего противозаконного.
Избирательная коммисия Самарской области