15 января 2007 г.
Началось шествие по автосалонам страны долгожданного семейства - LADA PRIORA. Но не за горами появление следующей модели, презентованной на нескольких крупных автовыставках как «Проект С». По замыслу вазовцев, буквально через несколько лет новое семейство должно появиться на российских улицах.
История вопроса
Впервые вазовцы рассекретили «Проект С» на московском автосалоне MIMS-2004. Симпатичный концепт по имени «Лада Силуэт» был даже не прототипом, а демонстрационным макетом. Предполагалось, что эта машина увидит свет в 2010 году. Специально для нее тогда на заводе разрабатывались новая переднеприводная платформа и двухлитровый двигатель.
Подробности
«Проект С» представляет собой перспективное семейство автомобилей LADA, относящееся к европейскому классу С. Кроме седана на базе новой платформы планируется разработка моделей с кузовами хэтчбек, универсал, компакт-минивэн и кроссовер. Автомобили будут выпускаться в вариантах исполнения Classic и Elegant. Среди дополнительных опций - кондиционер с электронным климат-контролем, АБС нового поколения, система стабилизации движения и другие.
Предусматривается комплектация автомобилей двигателями от 1,6 до 2,0 л, выполняющими нормы токсичности Евро 4 и Евро 5.
Безопасность
Первые испытания «Проекта С» по методике EuroNCAP, проведенные на АВТОВАЗе, показали высокий результат: при фронтальном ударе на скорости 64 км/ч и боковом на скорости 50 км/ч прототип набрал 27 баллов из 32 возможных, что соответствует оценке «4 звезды». В настоящее время ведутся работы с целью повышения рейтинга до 5 звезд.
В конструкции прототипа использован оригинальный каркас кузова из высокопрочных сталей, а также удерживающие системы: подушки безопасности и ремни с механизмами предварительного натяжения и ограничения усилия. Пассивную безопасность повышают травмобезопасные педали, оригинальная конструкция панели приборов со специальными энергогасящими элементами в зонах возможных ударов и травмобезопасная рулевая колонка. По результатам испытаний на фронтальный удар прототип «Проекта С» набрал 13 баллов из 16 возможных.
При боковом ударе безопасность обеспечивают усиленная центральная стойка кузова, специальные вставки в панелях дверей и энергопоглощающая обивка. При краш-тесте, имитирующем боковой удар, прототип в комплектации без боковой подушки безопасности набрал 14 баллов из 16 возможных.
Инженеры ВАЗа озаботились и минимизацией расходов на ремонт после столкновения на малых скоростях. Для этого в передней и задней частях прототипа применены специальные энергогасящие сменные элементы, защищающие от повреждения дорогостоящие компоненты конструкции.
Для повышения активной безопасности на всех колесах новинки будут стоять вентилируемые дисковые тормоза, системы ABS и ESP.
Что говорят вазовцы
Председатель совета директоров «Группы АВТОВАЗ» Владимир Артяков: «У «Проекта С» большие перспективы на российском авторынке».
Главный конструктор автозавода Евгений Шмелев: «Это собственная вазовская разработка, и иностранные предприятия привлекались лишь для проектирования отдельных компонентов и для доводки потребительских качеств новой модели».
Инвестиции
На подготовку производства нового автомобиля класса С, по признанию специалистов АВТОВАЗа, требуется около 387 миллионов долларов. И примерно 319 миллионов на модернизацию действующего оборудования и внедрение информационных технологий. Если учесть дополнительные расходы, то потребуется 1,13 миллиарда долларов, которые в идеальном варианте необходимо привлечь в течение пяти лет. Фактически нужно вкладывать по 230 миллионов долларов ежегодно.
Партнеры
Основной партнер вазовцев в разработке «Проекта С» – канадский концерн Magna. Сейчас партнеры АВТОВАЗ и Magna решают: либо строить новый завод, либо модернизировать имеющиеся мощности. На то, чтобы выбрать оптимальный вариант, Magna отвели около двух месяцев.
Машину точно можно будет сделать дешевой, если отказаться от идеи строительства завода с нуля. Ведь на строительство завода мощностью 450 000 автомобилей в год нужно потратить около 1,5 млрд евро ($2 млрд): 740-895 млн евро на первую очередь завода мощностью 220 000 автомобилей в год и еще 675-810 млн евро — на вторую.
А вот если разместить производство «Проекта С» на мощностях, которые заняты KALINA (этот вариант предлагает руководство АВТОВАЗа), то производство нового семейства будет куда более дешевым.
Поставщики
От многих традиционных российских поставщиков, изготавливающих детали для существующих вазовских семейств, придется отказаться. В проекте смогут участвовать только те, кто способен самостоятельно разрабатывать автокомпоненты, во-первых, и локализовать свое производство в России, во-вторых. Конечно, главным поставщиком будет сама Magna, выпускающая целый ряд автокомплектующих, в том числе пластиковые детали, детали интерьера. В потенциальных поставщиках числятся Bosch (электроника), Siemens (комбинации приборов), ZF (рулевой механизм, коробка передач), Lear (сиденья), Automotive Lighting (светотехника), Delphy (электроника).
Валерий Ржевский