18 января 2007 г.
В последнее время в России наряду традиционными финансовыми институтами появились потребительские кооперативы и общества. Сегодня мы расскажем о том, что же это такое.
История создания первого в мире народного банка восходит к 1862 году, когда Фридрих Вильгельм Райффайен, будучи мэром нескольких деревень, образовал банковский кооператив в Анхаузене (Германия), который и стал прототипом первого «Райффазенбанка», открытого в Австрии в 1886 г. Система, подобная этой, существовала и в России. Традиции русского коллективизма воплотились в свое время в создании обществ взаимного кредита, кредитных кооперативов, ссудных фабричных касс. Потребительские общества (ПО), работающие на основе Закона РФ «О потребительской кооперации», есть в Самаре, Пензе, Казани, Саратове, Курске и Москве.
Сущность программы потребительского общества для простых людей – это привлечение средств пайщиков на выгодных условиях. В зависимости от срока заключения договора они получают доходы, которые позволяют им не только обеспечить жизненные потребности. Прибыль, получаемая ПО, идет на удовлетворение интересов пайщиков, и не только их.
Мелким предпринимателям, чтобы получить кредит на развитие своего бизнеса, приходится обивать пороги банков. Но пока в банках очень высокие операционные издержки, и им выгоднее выдать 1 кредит на 1 миллион рублей, чем 200 кредитов по 50 тысяч, не говоря уже о суммах по 10-20 тысяч рублей... Кроме этого, возникают проблемы с оформлением залога или поручительства.
Условия получения займа для предпринимателя:
1. Как правило, проводится так называемый конкурс представленных для рассмотрения бизнес-планов малого бизнеса. Финансовыми и кредитными специалистами оцениваются оригинальность и перспективность будущего проекта, а также его предполагаемая рентабельность и прибыльность.
2. Внутренняя и внешняя службы безопасности общества проверяют кредитную историю потенциального заемщика, наличие или отсутствие судимости, одним словом, его финансовую надежность. Если проект малого бизнеса на коллегиальном собрании подразделений признается перспективным, а финансовая надежность бизнесмена не подлежит сомнению, тогда, в зависимости от наличия первоначального капитала, есть две возможности для претворения в жизнь бизнес-плана малого предпринимательства. Если у бизнесмена есть 50% от необходимой суммы, то оставшуюся часть общество, как правило, выдает в виде займа, без поручителей и залога. Если же у бизнесмена в наличии меньшая сумма, то развивается новое направление бизнеса непосредственно в своей структуре, как одно из своих подразделений. Таким образом, собранный пайщиками капитал никуда не уходит, а остается и работает на благо региона и людей, проживающих в нем.
Самое главное – уметь правильно распорядиться своим капиталом и заставить свои деньги работать на себя!
Андрей Федоров